Autumn Rains (still_raining) wrote,
Autumn Rains
still_raining

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Beautiful Boy (2018)

"Our children live or die with or without us. No matter what we do, no matter how we agonize or obsess, we cannot choose for our children whether they live or die. It is a devastating realization, but also liberating. I finally chose life for myself. I chose the perilous but essential path that allows me to accept that Nic will decide for himself how—and whether—he will live his life".
David Sheff, "Beautiful Boy: A Father's Journey Through His Son's Addiction"

Ох. Мне столько всего хочется написать об этом фильме, но я что-то не соображу, с какой стороны лучше подобраться к теме, чтобы удачнее выразить то, что во мне бурлит со вчерашнего дня. Начну, пожалуй, с реакции критиков на это кино, от этого будет проще плясать.
Кто не в курсе, кинокритики однозначно сошлись во мнениях только по одному пункту - Стив Карелл и Тимоти Шаламе великолепны в ролях Дэвида и Ника Шеффов. А вот дальше в рецензиях наблюдаются разброд и шатания.
Многие сочли фильм затянутым и упрекнули режиссера в ненужной повторяемости событий. Кроме того, прозвучало приличное количество упреков в недостаточном количестве чернухи в кино на подобную тему. Ну и нашлись те, кто считает, что красота Шаламе романтизирует наркоманию, лучше бы актёр был менее привлекательным.
Сразу скажу, я не согласна ни с первыми, ни со вторыми, ни с третьими. Как и с расхожей формулировкой "Посредственный фильм с прекрасными актерами". Мне фильм понравился. Это хорошее крепкое кино, не претендующее на шедевральность, но однозначно не являющееся проходным. И да, мне понятно, зачем режиссер сделал всё то, в чем его упрекнули критики, и я сейчас постараюсь это сформулировать.

Но сначала напишу о мемуарах Дэвида Шеффа, которые легли в основу сценария фильма, и цитату из которых я выбрала в качестве эпиграфа к этой записи.
Книга вызвала у меня очень сложную гамму ощущений, процесс чтения напоминал бесконечные эмоциональные "американские горки", несколько раз даже возникло желание стереть файл с книгой и забыть о ней навсегда. Ну потому что это тяжелейшее чтиво для любого родителя, а главный вопрос Шеффа "Что я сделал не так, раз у моего умного, красивого и талантливого ребенка всё пошло наперекосяк?" бьёт по башке с такой силой, что это доставляет чуть ли не физическую боль.

Потому что Дэвид винит себя, да. Он ищет корни проблемы Ника в своем разводе с матерью мальчика, в своем возможном неумении устанавливать границы ребенку, в излишне панибратских отношениях с сыном, в ненужных откровениях о своем бурном прошлом.
Короче говоря, он делает то, что на его месте делал бы практически любой любящий, заботливый, совестливый и рефлексирующий родитель. Мало у кого хватит просветления сразу признать тот факт, что ошибки детей - не всегда наша вина, а их выбор - не всегда последствия нашего воспитания. До осознания этого факта многим приходится пройти долгий и болезненный путь, а некоторые так до конца и не избавятся от чувства вины.
И общество в данном случае играет не последнюю роль, кстати. Я почитала отзывы на книгу на "Гудридз", так у меня волосы встали дыбом от некоторых пассажей. В чем там только не винят Дэвида! "Безответственный отец" - это самый мягкий эпитет. Ну потому что у ответственных родителей детей-наркоманов не бывает, авторы гневных рецензий это точно знают, блин.

Самое горькое как раз в том, что Дэвид - ответственный отец, о котором многим можно только мечтать, несмотря на некоторое количество допущенных родительских ошибок. Но ошибки эти настолько незначительны на фоне его отцовских достоинств, что их даже обсуждать не стоит, как по мне.
Нику Шеффу вообще очень повезло с семьей, мироздание от щедрот своих выдало ему сразу троих мудрых и понимающих родителей - мать, отца и его вторую жену. И эти трое боролись за него изо всех сил, когда грянула беда. Боролись 10 лет, всё глубже увязая в жестоком болоте созависимости.
Ага, ключевое слово в этой истории - созависимость. И книга посвящена именно ей. И это чертовски важно, потому что искусство уже немало сказало на тему наркоманов и их хождений по мукам, но никто особо не говорит о чувствах их родных, изо дня в день переживающих ад на земле. А это ведь тьма-тьмущая людей, часто не только не обращающихся за помощью к специалистам или в группы поддержки, но и переживающих чувство глубокого стыда за свою якобы несостоятельность - как родителей, супругов, друзей.
И когда я наконец окончательно поняла, о чем будет кино (помимо и так тяжелейшей темы наркомании), мне нехило подурнело, потому что я из очень рефлексирующих мамаш и несколько раз чуть поедом не сожрала себя за не самые удачные, с моей точки зрения, решения сына.

Ну и последнее о книге, а потом перейдем к фильму. В чисто литературном плане мемуары Дэвида Шеффа ничего особенного не представляют, книга написана простым языком журналистских колонок, без каких-либо стилистических изысков. И я сначала как-то напряглась от этой незатейливости. Но потом искренние переживания автора меня затянули и компенсировали иногда до изумления простой язык.

А, еще одно, прежде чем перейти к кино. Я собиралась прочитать не только книгу Дэвида, но и мемуары самого Ника. А потом передумала. Решила, что с меня временно хватит этой темы. Да и взгляд отца на эту историю меня интересует больше, честно говоря.
Может, я позже вернусь к книге Шеффа-младшего, видно будет. А пока мне только хочется порадоваться за него, потому что выбраться из ада 10-летней зависимости - это очень круто. А Ник уже восемь лет не употребляет наркотики и не пьет спиртное, чего я ему и дальше от всей души желаю.
Ну а теперь поговорим о фильме, я только с мыслями соберусь немного.

Это правда, что события в фильме развиваются неспешно, с повторами сцен и диалогов, но в данном случае это не баг, а фича, господа и дамы кинокритики. Вся эта циклическая повторяемость работает на общую идею - показать жуткий замкнутый круг "ремиссия-рецидив-ремиссия-рецидив", через который снова и снова проходят наркозависимые и их близкие. А еще показать надежду на каждом новом витке ремиссии и глубокое разочарование, настигающее при каждом новом срыве.
Когда люди оказываются в таком беспросветном цикле отчаяния, их жизнь действительно течет очень медленно и монотонно, хотя они вроде бы и пытаются что-то делать. Например, как Дэвид, проводить исследования о наркотике, принимаемом их ребенком. Разговаривать со специалистами, искать ответы на вопросы, пытаться усвоить противоречивую мантру "Рецидив - это часть выздоровления". И при этом снова и снова возвращаться к вопросу, что я сделал не так, ага.

И на меня большое впечатление произвела эта режиссерская манера повествования с постоянным возвращением к ключевым сценам. Особенно в сочетании с потрясающим саундтреком, всякий раз по новому оттеняющим вроде бы уже насквозь известную ситуацию.
Мое почтение тому, кто подбирал музыкальный ряд к фильму, в некоторых сценах от музыки пробирало до самых почек. Ну а когда очередной виток размышлений Дэвида о детях случился под мою любимую песню "Sunrise, Sunset" из "Скрипача на крыше", я не удержалась и расплакалась.
У меня всегда глаза на мокром месте от слов этой песни, а в контексте данного фильма это вообще было ударом в солнечное сплетение. Я как услышала первые строчки "Is this the little girl I carried? Is this the little boy at play?", так у меня слегка в глазах и потемнело. Меня даже сейчас потряхивает, при одном воспоминании об этой сцене в "Красивом мальчике".

Ну и упреков в недостатке чернухи в фильме я не понимаю от слова "совсем". Это не кино о мерзостях наркоманских притонов, здесь показаны ужасы другого рода.
Например, тот факт, что наркозависимость не знает социальных границ, и что подобная беда может случиться с ребенком из абсолютно благополучной и любящей семьи. Или что наркомания - это болезнь, для избавления от которой не всегда достаточно желания наркозависимого. Эта жуткая сцена, в которой Ник говорит, что это же его факинг выбор, так почему он не может завязать, как раз об этом, да.
Я, честно говоря, не очень понимаю, какой именно физиологичности хотели недовольные. Мне по самую маковку хватило посеревшего лица Ника, следов уколов на его руках, приступов рвоты, уколов в общественном туалете. И девицы, едва не умершей у него на руках от передозировки, ага. Куда уж натуралистичнее?
И да, Тимоти Шаламе - привлекательный юноша, но я не понимаю, каким образом кто-то дошел до мысли, что его внешность романтизирует наркоманию. Наоборот тут все происходит на контрасте - умный, красивый, талантливый, обаятельный, сливающий свою жизнь в унитаз. На это пиздец как страшно смотреть. Какая уж тут романтизация и гламур, если мне хотелось глаза руками от ужаса закрыть на некоторых сценах?!

Вообще, я все два часа просмотра и восемь часов перевода фильма провела в каком-то трансе - дикой смеси из сопереживания, ужаса, проснувшихся родительских страхов и восхищения великолепной актерской игрой.
Стив Карелл и Тимоти Шаламе невероятно хороши в этой картине. Хороши каждый по отдельности и запредельно прекрасны в их совместных сценах. И они настолько по-разному изображают своих персонажей на разных этапах повествования. Здесь вам и гнев, и отчаяние, и нежность, и нетерпимость, и агрессивность, и любовь - много-много любви. И все это в грамотных дозах, с правильно расставленными акцентами, с умением достучаться до зрителя и вынуть из него в качестве реакции на происходящее нечто очень глубинное, практически первобытный страх.
И вот я начиталась жалоб поклонников о том, что будь фильм снят немного по-другому, были бы номинации на "Оскар" у актеров, а так не срослось. И знаете, что я вам скажу? Я всегда радуюсь, когда моих любимцев одаривают золотыми болванами, но не "Оскаром" единым, как говорится. Это важный, нужный и хорошо снятый фильм на страшную и актуальную тему. Я считаю, что вся съемочная группа может гордиться участием в таком проекте, извините за пафос.

Хотела закончить на этом, а потом вспомнила еще кое-что. Фильм "Дневники баскетболиста" с молодым Лео Ди Каприо. Само кино я уже помню обрывочно, только самые яркие сцены (вот уж где было чернухи с избытком, хоть черпаком ешь), а вот мемуары, по которым оно снято, читала года три назад.
И вот там показан несколько другой родительский подход, если вы помните. Более жесткий. Но мне сложно представить себя на месте матери того героя. Чтобы так себя вести нужно иметь не такой характер, как у меня. И желательно еще пару стальных яиц.
А вот на месте Дэвида Шеффа и обеих его жен представить себя очень просто. И это пугает больше, чем все свинцовые мерзости жизни, вместе взятые. Ведь сколько бы не твердили в группах поддержки, что это не вина близких, что сделать ничего нельзя, любые родители будут винить себя до гробовой доски в случае подобной беды.

Народ, посмотрите фильм, если моральных сил хватит. И я думаю, его стоит показать подросткам старше 15-16 лет и потом обсудить с ними. Не только тему наркомании, но и тему взаимной поддержки, заботы и любви в семье.
Всё, закончу на этом. Что-то меня опять разбередило, нет сил дальше писать. Лучше попрошу сына обнять нервную мамашу, а то мне что-то срочно требуется "на ручки", как говорят в женских интернет-сообществах.

Трейлер фильма:



Beautiful Boy - Featurette: Everything | Amazon Studios:



Интервью с Тимоти:



Репортаж о фильме на PBS NewsHour:



Реальные Дэвид и Ник Шефф:

18.jpg
19.jpg

Кадры из фильма:

20.jpg
6.jpg
7.jpg
5.jpg
4.jpg
3.jpg
2.jpg
17.jpg
16.jpg
15.jpg
14.jpg
13.png
12.jpg
11.jpg
10.jpg
9.jpg
8.jpg
1.png
Tags: books, movies, screen_adaptation, timothée_chalamet
Subscribe

Posts from This Journal “timothée_chalamet” Tag

  • Рабочие итоги - 2018, часть первая: художественные фильмы

    С наступившим вас, девочки и мальчики. Для меня 2018-й стал дурацким годом, в котором мироздание ожесточенно хихикало над всеми моими планами…

  • You're just too good to be true...

    Вагон работы, помноженный на трехдневный почти 40-градусный суховей, не слишком стимулируют к написанию больших текстов (хотя у меня три британских…

  • Call me by your name and I'll call you by mine...

    Ох. Я до вчерашнего дня не смотрела ни одного фанвидео по фильму "Call Me By Your Name", чтоб вы понимали. Так получилось. А вчера увидела вот этот…

  • Двое из ларца

    Как же не хочется начинать новую рабочую неделю, кто бы знал! А чего хочется? Жрать вкусное, читать интересное и не вставать с дивана. Вот такая…

  • Lady Bird (2017)

    Милое, незатейливое, местами невероятно трогательное инди о злоебучести тинейджерства и поисках себя. Все основные идеи поданы в лоб, с грацией…

  • Call Me by Your Name (2017)

    Most of us can't help but live as though we've got two lives to live, one is the mockup, the other the finished version, and then there are all…

promo still_raining january 9, 13:53 61
Buy for 20 tokens
С наступившим вас, девочки и мальчики. Для меня 2018-й стал дурацким годом, в котором мироздание ожесточенно хихикало над всеми моими планами (включая ведение этого блога), поэтому на 2019-й я ничего не планирую. Пусть всё идет, как ему хочется. Поскольку я почти весь год молчала, решила сейчас…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments