Autumn Rains (still_raining) wrote,
Autumn Rains
still_raining

  • Mood:

I am an idiot with a box and a screwdriver (с)

Итак, крик души про главный сюрприз восьмого сезона "Доктора Кто" у нас был в среду , если кто-то вдруг пропустил (там спойлеры, имейте в виду), а сегодня будут впечатления обо всем остальном.
Сразу скажу, под катом именно поток разрозненных впечатлений и слабые попытки их переварить, стройного отчета о сезоне сегодня не будет.
Думаю, текст будет любопытен исключительно для хувиан. И да, спойлеров снова много, так что если вы не смотрели сезон, подумайте дважды, хотите ли вы идти под кат.
Знаете, если бы меня попросили назвать одну главную черту для меня в каждой из ньюскульных инкарнаций Доктора (черту, главную именно для меня, а не вообще основную в характере, это принципиальное уточнение), то почесав репу, я бы сказала, что Девятый – безбашенный, Десятый – рефлексирующий, Одиннадцатый - не Доктор не мой, а Двенадцатый… Двенадцатого я пока не могу определить для себя одним словом, впечатления от него уж очень разные (а местами и противоречивые, надо сказать). Но я сейчас всё-таки попробую оформить ощущения в слова. Может, заодно и порядок в своей голове немного наведу.
Итак, первая мысль оформилась быстро, где-то на 15-й минуте просмотра. И звучала она очень просто – "Блин, а ведь это Доктор!". И поверьте, эта мысль дорогого стоит, учитывая мой печальный опыт с Одиннадцатым, которым я старалась проникнуться изо всех сил, но каменный цветок так и не вышел, увы. Не из-за Мэтта Смита не вышел цветок, кстати, а из-за моффатовской концепции персонажа. Ладно, не будем об этом сейчас. Давайте всё-таки о Двенадцатом.
А следом за первой мыслью про Доктора вдруг выскочила следующая – "Ёлки-палки, какой же он молодой!". Ага, некоторые поведенческие реакции новой доктороипостаси выдавали в нём совсем юного человека, чуть ли не подростка. Нет, не все реакции безусловно, далеко не все. Но в некоторых личностных обертонах он моложе всех своих ньюскульных предшественников, что меня изрядно застало врасплох и даже позабавило. Особенно учитывая, насколько Питер Капальди старше предыдущих актеров.
А потом начали потихоньку проявляться другие фрагменты пазла. Новый Доктор интровертен, но при этом с вполне взрывным темпераментом. Он весьма социофобен, а местами и откровенно аутичен (покореженные социальные навыки в исполнении Капальди – это отдельная песня с припевом), но при этом периодически остро нуждается в подпитке извне. Он саркастичен и язвителен, но через эту язвительность время от времени прорывается почти детская трогательность. Он неприкрыто заносчив и редкостно уязвим одновременно. У него болезненная неприятие физического контакта, но при этом совершенно неподражаемая манера пристально смотреть в глаза собеседнику. Короче говоря, он местами говнюк, извините, но из говнюков моего любимого фасона. Так что я быстро поняла, что у меня есть все шансы полюбить Двенадцатого и полюбить весьма крепко, хотя и странною любовью, подразумевающей периодические девятиэтажные матерные тирады в его адрес с моей стороны и желание поставить ненаглядного таймлорда в угол на горох.
Единственное, что меня напрягло в этом вырисовывающемся характере, так это откровенно прорывающаяся шерлоковская интонация. Угу, меня в течение всего сезона периодически преследовала тень другого моффатовского творения. И дело не только в особенностях характера Двенадцатого, но и в динамике его отношений с Кларой, например, которые натурально, до дежавю, напоминали иногда отношения в паре Шерлок-Джон. А когда в шестой серии (не уверена, но кажется, всё-таки в шестой, когда Клара бегала по школе) еще и музыкальная тема стала походить на шерлоковскую, дежавю стало натуралистичным до полного немогу. Я даже сунулась в Гугл, чтобы проверить не сменило ли шоу композитора, но нет, Мюррей Голд по-прежнему у руля.
Не знаю, возникло ли у кого-то еще ощущение переклички с "Шерлоком" или это моя личная заморочка, но из песни слов не выкинешь - я усмотрела в этом сезоне кучу шерлокоаллюзий. Не знаю, намеренно это было сделано или просто так уж сложилось, но самоцитат в исполнении шоураннера было слишком уж много, чтобы мне это показалось. Ладно, не суть, даже при наличии всех аллюзий собственная интонация тоже нехило чувствовалась, и интонация эта мне была много симпатичней, чем в предыдущих трех сезонах. Так что я выдохнула после первой серии и поняла, что приключения Двенадцатого буду смотреть с большей охотой и пониманием, чем опупею об его предшественнике.
Так, с чего бы начать? Наверное, с Клары. Я вот написала выше, что она мне местами напоминала Джона при Шерлоке. И, знаете, это не ругательство. Всё правильно, такому Доктору нужна именно такая спутница и такие отношения. С вправкой мозгов, разъяснением базовых понятий и даже с рукоприкладством. Я, конечно, маленько офигела, когда Клара ему по морде съездила, но таймлорд сам качественно напросился, надо сказать. А вообще, Двенадцатому нужно благодарить всех богов Галлифрея, что ему в спутницы досталась не Донна. Ходил бы он тогда в хронических синяках, ага.
Так вот, про Клару. Я знаю, что фанаты разделились из-за нее на два довольно агрессивных лагеря. Одни считают её законченной мэрисьюхой, неоправданно захватившей центральное место в шоу и подмявшей под себя Доктора (простите, но на этом моменте у меня начинает приступ гомерического хохота, переходящий в корчи). Другие же поют Кларе хвалебные оды, называя её лучшей доктороспутницей всех времен и народов. Что ж, в данном случае я не согласна с представителями обоих лагерей, простите меня великодушно.
Во-первых, слухи о мэрисьюшечности Клары слишком преувеличены, как по мне. Да, её много на экране, она играет важную роль во многих сюжетных коллизиях, но назвать её приторно-идеальной надуманной героиней у меня язык не поворачивается. Девица вполне себе с недостатками, со склонностью к принятию ошибочных решений, с фиксацией на контроле над всеми и всем. Короче, Клара вполне себе живой человек, а не мэрисьюха. А то, что у нее нет никаких особых глубинных детских травм и хитровыебанных скрытых комплексов, скорее идет ей в плюс, чем в минус. Нет, ей-богу, кто-то же в мире должен быть просто приличным человеком со здоровой экстравертной психикой. Особенно с учетом внутренних личностных заморочек Двенадцатого. Скажем так, мне было бы трудно представить Клару своей близкой подругой (мы для этого слишком уж разные), но антипатии к ее героине я не испытываю. Скорее уж зависть. Я вообще завидую людям со стабильной психикой, каюсь.
С другой стороны, восторги по поводу лучшей спутницы мне тоже кажутся не слишком оправданными. Я за то, чтобы отдать девушке должное и не пинать её ногами на ровном месте, но лучшая спутница? Пусть девочка немного подрастет, ага? Посмотрим, например, какой она вернется после всего пережитого в финале этого сезона, а тогда уже поговорим. Хотя… Я не знаю, что должно случиться, чтобы кто-то сдвинул с пьедестала Донну среди меня. И нет, это сейчас не заявление, что остальные доктороспутницы хуже (хотя некоторые таки хуже, обойдемся без имен), просто Донна – самая моя. И мне кажется, это уже непокобелимо.
Что же касается отношений Доктора с Кларой, то здесь всё неоднозначно для меня. То есть, линия психотерапевт-пациент ("Клара, напомни, я плачу тебе деньги?", ага) подана хорошо и не без юмора (местами грубовато-прямолинейного, но мне нравится). Но это ведь не единственный лейтмотив в отношениях этой пары, у них все намного более заморочено. Им приходится полностью перекраивать коммуникативную динамику, поскольку Двенадцатый ну очень отличается от Одиннадцатого (и это еще очень мягко говоря). И очень знаменательно, что новый Доктор произносит фразу "Клара, я не твой бойфренд" именно для себя, а не для нее. И да, они эту самую динамику мужественно берутся перекраивать, но получается у них медленнее, чем бы хотелось. Можете бросить в меня камень, но взаимное доверие им до конца восстановить не удалось пока, как по мне. Вся эта ложь по мелочам, недомолвки, взаимные манипуляции (случайные или продуманные) вполне объяснимы, конечно, но это не совсем тот вид отношений, который я хотела бы видеть в ТАРДИС. Да, мне очень нравится, что из отношений Доктор/спутница убрали романтический элемент. И да, они безусловно очень привязаны друг к другу. Но это пока только первые ростки той глубокой дружбы, которую мне бы хотелось видеть между ними. Грубо говоря, они уже научились защищать и оберегать друг друга, но всё ещё учатся по-настоящему доверять. И мне очень-очень хочется, чтобы они пришли к абсолютному доверию, так будет правильно. Я понимаю, что кто-то может сказать, что доверие может быть и таким, как у них сейчас, но с этим не ко мне, сорри. Я немного по-другому представляю себе настоящую дружбу и считаю, что у Двенадцатого с Кларой есть все шансы на неё если шоураннеру не взбредет в голову что-нибудь другое.
Короче говоря, Клара – не вполне моя героиня, но я не вижу никаких оснований для демонизации её персонажа, ребятки. Извините, если кого-то разочаровала сейчас. А теперь оставим в покое персонажей и поговорим об общей атмосфере сезона, с вашего позволения. И да, это будет непростой разговор для меня. Уф.
Слушайте, я честно пыталась три дня разобраться в своих ощущениях от сезона в целом, но в итоге запуталась еще больше. Ок, мы уже поняли, что центральная пара у меня не вызвала отторжения (а местами даже наоборот), пиздец-какое-неожиданное явление народу Мисси-Мастера я пережила лучше многих фанатов (сама до сих пор удивляюсь этому факту) и вообще сумела при просмотре максимально включить объективность, чем немного горжусь. Так от чего меня колбасит, вы спросите? Ведь меня неприкрыто колбасит, ага. От собственной эмоциональной реакции. Точнее, от практически полного её отсутствия. Сейчас попробую объяснить.
Вы же знаете, я - редкостно благодарный и сопереживающий зритель. Я нервничаю у экрана, матерюсь, кусаю губы и ломаю пальцы. Короче, демонстрирую абсолютно детское погружение в материал, если авторские интонации совпадают с моими внутренними установками. И в этом смысле "Доктор Кто" эпохи Рассела Т. Дэвиса – просто гроб с музыкой для меня. Я столько слёз пролила над первыми четырьмя сезонами, что это ни в какие ворота не лезло. И речь идёт не только о мощных эмоциональных моментах, над которыми в той или иной степени всплакнули все фанаты. Я там и по мелочам регулярно носом хлюпала, уж очень РТД попадает в меня – попадает на каком-то иррационально-поджелудочном уровне. Ага, я та самая сферическая фанатка в вакууме, плачущая при просмотре "Доктора Кто". Точнее, при просмотре приключений Девятого и Десятого. Над Одиннадцатым мне преимущественно материлось, а не рыдалось, хотя и там были свои полтора трогательных момента. Но вот начало восьмого сезона как будто бы пообещало мне возвращение золотых зрительских времен с неизменной пачкой бумажных салфеток на столе. Но как пообещало, так и не выполнило, увы.
И я честно пытаюсь понять, у кого же тут эмоциональный баг – у меня или у шоураннера. Ведь в сезоне было до черта очень мощных по задумке и исполнению моментов (в паре-тройке из них у меня даже предательски перехватило горло, ага). Все эти рассуждения о страхе и боли, например. Или последняя сцена с объятиями. Или Клара под кроватью маленького таймлорда. Или уход Дэнни и их прощальный диалог с Кларой. Или…
Короче говоря, было где схватиться за сердце, но я не схватилась. И было, к чему подключиться эмоционально, но я не подключилась. Головой я понимала в некоторых сценах и даже целых сериях, что это должно быть трогательно, а вот отреагировать на уровне сердца получалось далеко не всегда. Возможно, виной всему несколько отстраненно-хаотическая авторская интонация, из-за которой и я превратилась просто в стороннего наблюдателя (благожелательного, но отстраненного), а не в участника событий. А, может, дело таки во мне, неумеющей считывать моффатовские эмоциональные сигналы. Но вот в том же "Шерлоке" я считываю их на ура, например. А тут какое-то феноменальное несовпадение. Круто местами – да. Правильно и с нужными акцентами периодически – да. Логично и грамотно для будущей истории персонажей – тоже скорее да, чем нет. Но ведь не торкает, блин! Я могу по пальцам перечислить сцены, которые у меня таки смотрелись нутром, а не башкой. И меня это озадачивает до полного кукареку, честно скажу. Озадачивает настолько, что я вернусь к этому сезону чуть позже, чтобы попробовать ещё раз понять, в чем же тут фак.
Ладно, хватит переливать из пустого в порожнее, наверное. Напоследок только парочку эмоциональных замечаний, а то я вся такая взвешенно-продуманная сегодня, что аж саму тошнит.
Во-первых, Питер Капальди велик, могуч и невъебенен, и это даже не обсуждается. Во-вторых, Марку Гэтиссу очередное персональное мерси за стёбную серию о Робин Гуде. Я от души похихикала. В-третьих, спасибо человеку, поместившему один из ключей от ТАРДИС в книгу "Жена путешественника во времени". Это было трогательно и мило, ага. Привет, Ривер, покойся с миром.
И, в-четвертых, блядь! Нет, даже вот так – БЛЯДЬ. Доктор, лупящий в сердцах по консоли ТАРДИС, really? Нет, я понимаю, что Двенадцатый был пиздец как расстроен, и причина у него была веская. Но лупить по консоли? По консоли живой ТАРДИС, его верной спутницы в течение почти двух тысяч лет? Вот это за гранью добра и зла, господин шоураннер. Это такой же пиздец, как Доктор, решивший убить Мастера. Нет, вру, это даже больший пиздец. Потому что Галлифрей Галлифреем, Мастер Мастером, но ТАРДИС – это всё, что у Доктора есть и будет. Все преходяще, а ТАРДИС вечна, ага.
Вот теперь точно всё. Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Capaldi-Composite
Tags: british_series, doctor_who, jenna_coleman, mark_gatiss, peter_capaldi, tv_shows
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments