Autumn Rains (still_raining) wrote,
Autumn Rains
still_raining

  • Mood:

Star Trek: The Motion Picture (1979)

 photo 1199865641013_zpsced6f060.jpgЧто ж, я созрела для отчета о классических стартрековских полнометражках. Пока не очень представляю, как я умудрюсь объять всё необъятное, но я очень попробую, потому что к этим шести фильмам у меня складывается совершенно особенное отношение. При всей моей восторженной влюбленности в сериал именно фильмы вывели мое отношение к тосовским героям на совершенно новый уровень. Кроме того, я абсолютно убеждена, что именно фильмы окончательно превратили эту франшизу в уникальный культурный феномен, а актёров – в живых легенд. И нет, я сейчас не пытаюсь сказать, что TOS слабее полнометражек, боже упаси! Просто без них он так и остался бы культовым сериалом о прекрасных молодых офицерах-идеалистах, а фильмы-продолжения превратили эту историю в великолепную оду идеям гуманизма и настоящей дружбе, пронесенной героями через всю жизнь.
Ладно, не буду забегать наперед, попробую хоть как-то придерживаться хронологии событий. Как вы помните, отчет о третьем сезоне TOS я закончила абзацем о том, что в 1968 году сериал закрыли и закрыли навсегда, а актёры пошли каждый своим путём – навстречу новым ролям и проектам, не подозревая, что их многолетний «звездный путь» на самом деле только начинается.

Как я уже писала, студия особо не рассчитывала на какую-нибудь прибыль от этого странного «заумного» сериала, но тем не менее в 1971 году его продали нескольким телеканалам, пытаясь хоть что-то заработать на проекте. И неожиданно для всех у сериала стали появляться всё новые и новые фанаты, разрозненные группы трекки сплотились в довольно мощное объединение, и в 1972 году произошло знаковое событие в истории фандома – состоялась первая в мире конвенция трекки в Нью-Йорке, в ней приняли участие три тысячи человек. Да-да, в 1972 году, в год моего рождения. С ума сойти.
Леонард Нимой в своей книге попытался дать объяснение этому неожиданному взлёту популярности сериала, который телебоссы списали со счетов. Он писал: «Что обусловило феномен "Стар Трека"? Почему сериал собрал такую большую и преданную аудиторию?
Как и все остальные, я могу только предполагать. Но кое-что кажется очевидным.
Во-первых, "Стар Трек" подарил надежду поколению, затравленному угрозой ядерной войны. Многие зрители помнили о событиях 1962 года, когда из-за размещения ракет на Кубе, страна была готова развязать третью мировую войну. Детей учили прятаться под парты при виде атомного взрыва. Популярные книги преподносили свои сценарии печального конца света. Например, "На берегу" Невила Шюта или "Увы, Вавилон" Пэта Фрэнка. И одновременно росла наша паранойя в отношении Советской России. Все это объясняет, почему космические пришельцы в фильмах обычно оказывались злобными чудовищами, чья единственная цель - завоевать Землю.
И вот во мраке страха и паранойи появился луч надежды - "Стар Трек". Он будто говорил "Да, мы переживем атомный век. Мы обнаружим разумную жизнь на других планетах, и ее представители станут нашими друзьями, а не врагами. Вместе мы будем работать для общего блага".
Внезапно целое поколение, выросшее в страхе и напряжении, открыло для себя "Стар Трек" - по телевидению, каждую неделю.
Семидесятые годы оставались временем культурных потрясений: это была эпоха Вьетнама и Уотергейта, наркомании и сексуальной революции. Общество быстро менялось, американцы научились не доверять политикам. И посреди этого смутного времени была команда "Стар Трека" - надежные, предсказуемые, неподкупные люди, на которых можно положиться, от которых можно ожидать правдивых слов и этичных поступков, наделенные благородством, состраданием и умом».

Естественно, на студии перевозбудились от подобного поворота событий и начали всяко-разно гадать, как бы им еще заработать на данной теме, пока она у всех на слуху. О попытке снять продолжение сериала, о выходе мультипликационной версии, судебной тяжбе Нимоя со студией и о решении снимать первый полнометражный фильм прекрасно написала alexspade, поэтому я сейчас отправлю вас читать ее отчёт . Прочтите, не поленитесь, там много фактов, важных для понимания того, что же случилось во время съемок фильма. Ну и опять же прекрасный авторский стиль Саши всегда радует.
Прочитали? Отлично, продолжим разговор. Итак, боссам студии Paramount отчаянно хотелось создать собственный космический блокбастер, который смог бы стать достойным ответом лукасовским «Звездным войнам», вышедшим на экран в 1977 году. И они принялись за работу со рвением взбесившихся землероек. Для фильма был выделен абсолютно неприличный по тем временам бюджет, и команда специалистов по спецэффектам начала радостно этот самый бюджет разбазаривать, создавая всё новые и новые эффекты и напичкивая фильм всевозможными техническими финтифлюшками-штучками-дрючками. Ну и, как это не обидно, в этом своем рвении создать нечто эпическое творческий коллектив умудрился вместе с водой выплеснуть из таза младенца. Угу, заигравшись в эффекты, продюсеры как-то забыли, что «Стар Трек» - это прежде всего люди, их отношения и пропагандируемые ими идеи. И что для воплощения трекковской души необязательно нужны миллионы, достаточно чувства юмора и любви к персонажам. Разумеется, Шатнер с Нимоем и на этот раз не молчали, постоянно подбрасывая идеи для сценария, но к ним прислушивались не всегда. И очень зря, между прочим. Предложенная Нимоем версия финального диалога фильма мне нравится намного больше, чем вошедшая в окончательный монтаж, например. Хотя бы потому что Нимой предлагал сделать диалог абсолютно тосовским – ироничным, живым и не без подъебки в адрес дражайшего доктора Маккоя, разумеется. Но это, видите ли, не вписывалось в концепцию фильма. Грррр.
Кроме того, в версии фильма, подготовленной к показу в кинотеатрах, не было одной из ключевых сцен, а эта сцена чрезвычайна важна для понимания сути картины. Ее потом вставили в видеоверсию для домашнего просмотра, и вот тут фанаты дружно вскрикнули: «Аллилуйя! Так вот, о чем было кино». Я позже объясню, что за сцена, и почему она так важна.
Ну и еще у фильма образовался совершенно неприличный хронометраж – 2 часа 16 минут. Добавляем к этому перегрузку спецэффектами, чрезмерное увлечение длиннотами и эпическими крупными планами, не слишком активную динамику между персонажами и получаем не самый удачный рецепт по созданию блокбастера. Нет, фильм все равно не стал провальным, он принес студии прибыль, а фанаты были счастливы увидеть повзрослевших героев. Но ни о какой конкуренции со «Звёздными войнами» и речи быть не могло, увы. Вот, что пишет об этом Нимой. «Фильм рекламировали с размахом, ожидания публики были огромны. И когда я сидел в кинотеатре, готовясь впервые увидеть фильм, воздух был напоен предвкушением. "Пожалуйста, - безмолвно просил я, - пожалуйста, будь хорошим".
Передо мной сидел Билл Шатнер. Едва погас свет, мы пожали руки на удачу - и началось.
Что я запомнил из увиденного? Невероятные кадры с "Энтерпрайз", внушительной и прекрасной, как никогда раньше. И еще кадры с "Энтерпрайз", внушительной и впечатляющей. И еще кадры…
В конце концов спецэффекты утомили. Аудитория встретила одобрительным гулом выход корабля из дока, но сюжет так и не разогнался, и химия между персонажами не вышла на передний план.
Принес ли фильм прибыль? Да. Реклама и ожидания привлекли большую аудиторию, но ненадолго, а затем все закончилось. Фильм не шел ни в какое сравнение с успехом "Звездных войн", хоть и был сделан довольно прилично.
Тогда я думал, что в последний раз снял уши Спока. Полнометражный "Стар Трек", которого так долго ждали, был сделан. И я сказал себе: "Вот и все".

Ага, господин Нимой ошибся, к счастью, и впереди его ждало еще пять отличных фильмов, но мы сейчас не об этом.
Что ж, прочитав книгу Нимоя и увидев слово «нудный» в посте у Саши, я сказала себе, что нужно стиснуть зубы и посмотреть это кино как-нибудь, потому что без него будет трудно воспринимать остальные полнометражки. Первые три минуты по экрану бесконечно плыли звёзды под чудесную музыку и больше ничего не происходило. На этом этапе у меня закралось опасение, что вечер томным не будет, каюсь. Но я же упорная, да? И я стала смотреть. И посмотрела…
Что я там говорила про «посмотреть это кино как-нибудь»? Забудьте. Ага, true crazy trekkie теперь моё второе имя, похоже, потому что все эти два с лишним часа я просто не могла оторваться от экрана. Я вам больше скажу, перед написанием этого поста я еще раз посмотрела фильм целиком, и снова с удовольствием. И да, я согласна насчет спецэффектов и нехватки остроумных диалогов, но тем не менее, фильм меня очень порадовал даже в таком виде. Чем? Сейчас объясню.
Во-первых, самим фактом встречи с повзрослевшими героями. И возможностью наблюдать, как они снова выстраивают близкие отношения, потихоньку возвращаясь к старому стилю общения. Во-вторых, я люблю тосовоскую серию «The Changeling», с которой фильм изрядно перекликается сюжетно. В-третьих, тема духовных поисков Спока по определению не могла оставить меня равнодушной. И уж тем более, меня не мог оставить равнодушным вывод, к которому он пришел в результате этих поисков.
Кроме того, в фильме обнаружился приятный бонус в виде двух новых членов актерской команды. Персис Хамбатта – актриса дивной красоты и редкого обаяния, а Стивен Коллинз у меня традиционно живет в любимцах много лет, несмотря на мое обычно сдержанное отношение к блондинам.
Ну и не будем списывать со счетов, что при всех имеющихся претензиях, у фильма таки три номинации на «Оскар», девять номинаций на премию «Сатурн», а уж номинацию на «Золотой глобус» за лучший саундтрек композитор Джерри Голдсмит заработал каждой написанной нотой. Так что, мистер Нимой, я вас очень уважаю и даже люблю, но вы слишком много кушать. Вполне добротный вышел фильм. Не уровня первых «Звездных войн», да. Но не всё же вашим вулканским ушам масленица, простите.
Эй, люди, вы еще живы? Будете смеяться, но мы все-таки добрались до сюжета. Итак, на Землю несется неопознанная летающая фигнятм, вознамерившаяся через 54 часа не только уничтожить всё живое на планете, но и саму планету стереть с карты галактики. Понятно, что на борьбу с таким кошмаром и ужасом нужно было посылать лучший звездолёт флота и капитана, имеющего богатый опыт бодания с неопознанными летающими сволочами. С лучшим звездолётом флота заминок не возникло, потому как дражайшая «Энтерпрайз» как раз прошла капитальный ремонт и рвалась в полёт, а вот с опытным капитаном вышло чуть сложнее. К данному моменту повествования капитан Кирк стал адмиралом и последние два с половиной года сидел на попе ровно исключительно в начальственном кресле, а не на мостике звездолёта. Но галактика же в опасности, да? Поэтому наш бравый Кирк всё бросил и на всех парах понесся на любимый корабль, где и сообщил офигевшему капитану Деккеру (его и играет Стивен Коллинз), что капитанить на время задания будет его кирковское величество, а Деккеру придется временно побегать в старпомах. Деккер, конечно, в восторг от этого не пришел, но приказ есть приказ.
На борту капитана встретили Скотти, Сулу, Чехов, Ухура и Чапел, по-прежнему несущие службу в составе экипажа «Энтерпрайз». Доктора Маккоя Кирк выдернул из отставки, воспользовавшись лазейкой в уставе Звездного флота, позволяющей вызывать бывших офицеров на службу в случае чрезвычайной ситуации. То-то наш добрый доктор был «рад», ага. Но на борт всё-таки поднялся. Он, может, и истеричка, но человек долга и чести, так что сбрил бороду, надел форму и пошел в лазарет. Итак, вся старая гвардия собралась на «Энтерпрайз» в полной боевой готовности, чтобы заняться привычным для себя делом – спасением Земли от страшной космической напасти.
Я сказала «вся старая гвардия»? Нет, не вся. Среди них не было бывшего старпома и главного офицера по науке мистера Спока. И выписать его на корабль совершенно не представлялось возможным, потому что он давно покинул не только Звёздный флот, но и Землю, занявшись духовными поисками, как я уже сказала выше. Последние несколько лет Спок прочно осел на Вулкане, где проходил через древний вулканский обряд – полное и окончательное очищение от эмоций. И ему остался последний этап – посвящение, а потом он надеялся получить ответы на все мучившие его вопросы. И вот, стоя перед матриархиней и с трепетом ожидая посвящения, Спок вдруг услышал зов Кирка голос из космоса, взывающей к человеческой стороне его души. Он прерывает обряд, матриархиня забирается в его разум и выносит однозначный вердикт – Спок не готов к получению символа чистой логики и ответ ему нужно искать не на Вулкане, а где-то там, куда зовёт его тревожный голос, будоражащий его человеческую кровь.
Что ж, Спок понимает, что ответов о смысле жизни он снова не получил, тяжело вздыхает, состригает свои жуткие патлы и отправляется догонять экипаж «Энтерпрайз», уже отбывший на ответственное задание. Правда, он объясняет свое появление на борту отнюдь не призвавшим его зовом крови. По его версии, он услышал из космоса голос чистой логики, что дало ему основание заподозрить, что вот эта самая неопознанная летающая фигнятм вполне может дать ему ответы на главные неразрешимые вопросы его споковского бытия. И эти слова очень напрягают доктора Маккоя. Он опасается, что если личные интересы Спока войдут в противоречие с интересами корабля, вулканец может сделать выбор не в пользу экипажа и Земли. Мысль ужасная и почти кощунственная, но доктора можно понять. Видите ли, почти просветленный Спок ведет себя непотребно даже для вулканца, пренебрегая элементарными правилами приличия и не выказывая радости от встречи со старыми друзьями ни единым движением правой брови. Мне его прямо стукнуть хотелось, когда капитан рванул к нему навстречу, а этот эмоциональный лишенец посмотрел сквозь него. И тем не менее, капитан не разделяет опасений доктора. Сдается мне, что Кирк вспомнил трогательный пассаж о лояльности, выданный ему старпомом в тосовской серии «The Ultimate Computer». Я покажу вам эту сцену. Во-первых, потому что это один из наиболее трогательных моментов в сериале. А, во-вторых, она очень многое дала мне для понимания личности старпома.



Но вернемся к фильму. Дальше в нем много чего случится. Кирк и Деккер будут бодаться на мостике, как два барана. Спок в очередной раз немного погеройствует, Кирк его немного спасет, Деккер совершит настоящий подвиг во имя Земли, любви и будущего, достойно закруглив романтическую линию фильма. И да, Спок получит ответ на свой главный вопрос, и ответ будет прекрасным. Всё это вы увидите сами, если решите смотреть фильм, а остановлюсь только на двух ключевых сценах – сценах, без которых этот фильм не стал бы для меня тем, чем стал.
Во-первых, естественно, знаменитое рукопожатие Кирка и Спока в лазарете, сопровождающееся совершенно неожиданным признанием вулканца. Саша в своем посте подробно объяснила, почему по этой сцене сходят с ума все слэшеры мира, так что я сосредоточусь на её серьезных аспектах, с вашего позволения.
Итак, Спок всю жизнь изо всех сил подавлял человеческие эмоции, считая, что высшее счастье и гармонию разумному существу может подарить только мир чистой логики, в которой нет места субъективщине и эмоциональной нестабильности. И вот, слившись разумами с образчиком чистой логики – разумной машиной, вулканец неожиданно понял, что логика в чистом виде – это тупиковая ветвь духовной эволюции личности, и что чистая логика не прекрасна – она поселяет в твоей душе пустоту. И вот тут беднягу озарило, ага. Эмоции, ненавистные человеческие чувства, делают жизнь настоящей, насыщенной, имеющей смысл. И он хватает друга за руку и с затуманенным взором произносит свою знаменитую фразу «this simple feeling» . Да, Спок, чувства весьма просты, но без них жизнь пуста, темна и лишена смысла.



Ну и вторая сцена – та самая, которой не было в первой прокатной версии, и которая так выигрышно подчеркнула суть фильма, когда ее вмонтировали в DVD-версию.
Итак, конфронтация с неопознанной летающей фигнейтм достигает апогея, экипажу вполне нефигурально угрожает смерть, и вдруг капитан обнаруживает, что его друг вулканец плачет, простите. Ну не рыдает, конечно, но у него явственно стоят в глазах слезы. И капитан, кажется, понимает причину. Он спрашивает Спока «Не по нам?». И Спок подтверждает, что он оплакивает не возможную гибель экипажа. Он оплакивает судьбу Виджера – той самой неопознанной летающей фигнитм, оказавшейся разумной машиной, образцом чистой логики. Спок оплакивает его как брата, потому что сам был таким еще недавно – опустошенным, одиноким, лишенным надежды на будущее.
Прекрасная сцена и очень нужная для фильма. Не понимаю, почему ее не было в киношной версии, с режиссером явно временное помутнение рассудка случилось.
Сорри, что-то я не смогла найти этой сцены в сети, но зато у меня есть совершенно прекрасный фан-ролик по фильму, так что им мы и закончим наш разговор.



Да, в это трудно поверить, но я все-таки закончила. Но я честно предупредила, что буду пытаться объять необъятное, так что крепитесь, мои дорогие. Потому что завтра я начну ваять отчет о втором фильме – фильме, не оставившем камня на камне от моей нервной системы, вытряхнувшем из меня всю душу, сердце и почки и заставившем рыдать так, что муж пытался отогнать меня от экрана во время первого просмотра. А, и заодно там же мы немного поговорим наконец-то о новом фильме Абрамса, как я и обещала многим из вас. Так что ждите многокилометровый пост в самые ближайшие дни, ага.

 photo TheMotionPicturetorrentsruavi_000661828_zpsa8f09fc6.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_001190148_zpsb58432e9.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_001491282_zpsc0040a35.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_001838546_zps09b434a7.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_001989531_zps78d0c2e6.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_002098348_zps30350179.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_002420503_zps4ae37d0a.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_002431598_zps2623311e.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_002644311_zps3a0c0236.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_003035577_zps445b033c.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_003036328_zps27520d86.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_003100308_zpsbb6a2cce.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_003674966_zpsf33ac7d7.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_004637095_zps50a81636.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_005204996_zps66694855.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_005563104_zps241ab509.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_005823615_zps6087f03c.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_006051635_zps5deaf5ff.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_006067567_zpsb00626df.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_006463797_zps6056c2e9.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_007681598_zpsba93d0fe.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_007828620_zpsa97952af.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_007869786_zps881ff97a.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_007883258_zps9c92d1c6.jpg photo TheMotionPicturetorrentsruavi_007948990_zpsd9f3dcac.jpg

Tags: george_takei, leonard_nimoy, movies, star_trek, william_shatner
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 110 comments