?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

img_2728_20111025_033236Знаете, так получилось, что меня никогда не мучила дилемма, многие десятилетия будоражащая умы миллионов битломанов. Ага, я о том самом сакраментальном вопросе всех времен и народов – Джон или Пол? И не мучила она меня по одной простой причине: для меня этот вопрос всегда формулировался по-другому – «Джон или Джордж?». Причем так было с самого начала, еще со времен моей первой сопливой подростковой влюбленности в «Битлз».
И нет, я говорю сейчас не об особенностях творчества музыкантов, потому как с творчеством их у меня все просто – среди моих любимых песен практически в равной пропорции присутствуют песни авторства и Джона, и Пола, и Джорджа. А с чем же тогда непросто, спросите вы? С пониманием личностных особенностей, убеждений и взглядов битлов. И с моим отношением к этим самым их особенностям и убеждениям. С этими своими ощущениями я разбиралась даже ни один десяток лет, пожалуй. И да, почти сразу стала разрываться в своем интересе именно между Джоном и Джорджем. Почему именно между ними? Сейчас попробую объяснить.
Очаровательный мужик Ринго как-то очень по-хорошему нормален – с устойчивой психикой, здоровым восприятием себя и мира, с очень земным чувством юмора. Страшно симпатичный человеческий экземпляр, но без особых внутренних тараканов. Личность, не требующая энтомологической препарации, если хотите. И да, это был комплимент, мне нравятся мужчины со здоровой психикой.
А Пол (Пол-человек, а не Пол-музыкант) мне вообще довольно быстро стал неинтересен, простите. И нет, в моих словах нет ничего пренебрежительного, если вам вдруг так показалось. Просто я и правда неплохо знаю этот мужской типаж, и для меня в таких мужчинах нет никаких сюрпризов, как правило.
Так что загадкой для меня в ливерпульской четверке оставались двое, как я уже сказала. Джон и Джордж. Они оба были для меня невероятно притягательны – своей эксцентричностью на грани ебанутости, например. И своими внутренними исканиями. И своей непохожестью и одновременно похожестью на меня саму.
И после некоторого количества лет копания в биографиях, фотографиях, мемуарах, видеоматериалах и прочей хрени, этот вопрос я тоже устаканила в своей голове. Угу, время все расставило по местам. Джон навсегда вошел в пантеон моих персональных священных коров (тех самых, о которых я рассуждала в посте о книге Леонарда Нимоя ), а Джордж хотя и не стал для меня тем, что я называю священной коровой, безусловно является одним из людей, за существование которых в моей жизни (пусть и самым опосредованным образом) я неизменно благодарна дорогому мирозданию.
И, конечно, я сходу согласилась на предложение перевести 3,5-часовой документальный фильм о Джордже, который я давно собиралась посмотреть. Почему только собиралась, но так и не посмотрела? Во-первых, все как-то руки не доходили. Нет, это во-вторых. А, во-первых, меня основательно смущала личность режиссера. Я, видите ли, не слишком люблю режиссерский стиль Мартина Скорсезе. Мне его манера работы кажется изрядно лишенной воображения, что ли. А рисовать портрет Джорджа при отсутствии нехилой доли авантюризма и воображения и браться не стоит, это и ежу понятно.
И да, конечно, я читала хвалебные отзывы критиков на фильм. И я знала, что вдова Харрисона отказала многим режиссерам, а вот на предложение Скорсезе согласилась. И да, я в курсе, что Скорсезе с Харрисоном неоднократно встречались и много общались. И все же меня терзали смутные сомнения. Очень уж хотелось, чтобы тот самый фильм, о котором так мечтал Джордж, вышел идеальным. А он мечтал об этом фильме, да. Фильме снятом на основе его личных видеоархивов.
Так вот, я напрасно беспокоилась. Фильм таки вышел идеальным, спасибо Мартину Скорсезе. И его режиссерская манера как раз очень оказалась на руку при съемке этого кино. Он взял видеоархивы, фотографии, письма, дополнил их цитатами из воспоминаний очевидцев и грамотно взятыми интервью у друзей, родных и коллег Джорджа, все это качественно смонтировал, приправил отменно подобранным саундтреком и ничего не стал добавлять от себя. Ничегошеньки. И это просто счастье какое-то – 208 минут Джорджа и «Битлз», без всякого тебе режиссерского видения, интерпретаций и ненужных измышлизмов.
Историю Харрисона начинают рассказывать в фильме от самых Адама и Евы – с того момента, как Пол привел 14-летнего Джорджа знакомиться с группой. И дальше скрупулезно освещаются все этапы творческого и жизненного пути музыканта: становление «Битлз», полуголодное существование в чулане берлинского порнокинотеатра, знакомство группы с Астрид, смерть Стюарта и т.д., и т.п. И да, битломаны со стажем вряд ли узнают какие-то новые факты, но так иногда приятно посмотреть на хорошо знакомые кадры и послушать комментарии непосредственных участников событий – как в юности, так и в нынешней их взрослой ипостаси. Вот, например, Джордж рассказывает всеми любимый анекдот «Сколько нужно битлов, чтобы вкрутить лампочку?», а вот его брат вспоминает со смехом выходку Джона, вылившего на его свадьбе пинту пива на голову пианистки. Вообще, вся первая часть фильма, битловская, бесконечно ностальгическая и вызывающая улыбку.
А вот вторая часть посложнее, конечно. Самостоятельный творческий и личностный путь Джорджа, начало которого совпало с началом его духовный исканий, показан очень подробно. И тут, конечно, на первый план вышел рассказ об индийской музыке, философии, кришнаитстве и о том, как все это отразилось на формировании нового подхода к жизни у Харрисона.
И вот, что удивительно, меня, обычно нервно вздрагивающую при словах «духовный поиск», «духовный рост», «духовные искания» да и просто «духовность» (ну потому что их в последние лет 10-15 используют такие люди и в таком контексте, что слово «хуй» на заборе и то приличнее выглядит), в данном случае не покоробило ничто из увиденного и из услышанного - ни на полслова и ни на полкадра. Было в глазах Джорджа что-то такое искреннее, позволяющее поверить, что он и правда искал свой путь – к истине ли, к Богу ли, к пониманию ли таинств бытия.
И он его нашел – в Кришне, в новом браке, в отцовстве, в дружбе, в садоводстве. И есть нечто невероятно настоящее в том, что единственный битл, написавший прижизненные мемуары, практически не упомянул в них о ливерпульском периоде, но зато посвятил книгу своим друзьям-садоводам.
И вы можете смеяться, но в очередной раз слушая рассказ Оливии о том, как дух Джорджа в момент смерти покинул тело и осветил темную комнату, я поймала себя на мысли, что мне очень-очень хочется поверить ей. Да, мне, агностику, цинику, скептику. Ведь если с кем-то такое и случается, то именно с такими людьми, как Харрисон, понимаете?
Что еще о фильме? Отдельное спасибо хочется сказать создателям за подробный рассказ о сотрудничестве Джорджа с комик-группой «Монти Пайтон» (он, между прочим, заложил в свое время дом, чтобы найти деньги на съемки всеми нами обожаемого кино «Жизнь Брайана»).
И еще спасибо за рассказ об отношениях Джорджа и Эрика Клэптона. Меня всегда завораживала история этой дружбы, пережившей ни одну бурю и выстоявшей, несмотря ни на что. Угу, тот самый броманс, который мужчины проносят через всю жизнь, вопреки всему, включая здравый смысл. И на фоне такой дружбы вторичным становится многое, очень многое. Например, всем понятно, сколько сплетен крутилось в свое время вокруг ухода жены Харрисона к Клэптону. Ох, как выпрыгивали из белья журналисты, пытаясь заставить музыкантов лить друг на друга грязь. Особенно когда клэптоновская песня «Лейла» , посвященная любви к несвободной женщине (читайте – к Патти Бойд), стала безоговорочным международным хитом. СМИ прямо из кожи вон лезли, чтобы доказать, что никакой дружбы между музыкантами быть не может после случившегося. Но опять же, время всех рассудило. И да, эта дружба справилась даже с подобной проверкой на прочность.
Кстати, небольшое лирическое отступление. Я во время работы над фильмом полезла в Википедию, чтобы уточнить кое-что о Патти, и офигела. Цитирую: «Более всего известна как бывшая жена Джорджа Харрисона и Эрика Клэптонa». Нда… Вот так работаешь фотомоделью по всему миру, снимаешь фотографии и показываешь их на выставках, пишешь книгу, а в итоге – «более всего известна как бывшая жена». Сексизм детектед, ага. Ладно, это я отвлеклась, сорри.
А вообще буду закругляться, только пожалуюсь напоследок. Был один момент в работе, от которого я натурально бегала по потолку. Мне навязали формат перевода, при котором переводятся абсолютно все песни. Нет, вы можете это себе представить?! Я переводила битлов, отрывки примерно из 50-ти песен. И ничего трогательно-ностальгического в этом процессе не было, как в свое время с подстрочниками к песням Арло Гатри . Какая к черту ностальгия, если я вся изошлась от злости на саму себя?! Кто-нибудь здесь хочет попробовать впихнуть в кастрированный формат титров текст песни «Strawberry Fields Forever», например? А я вот впихивала, от всей души костеря по матушке и по батюшке ивритоязычного коллегу, решившего, что зрителям будет недостаточно только звучащих на английском песен. Надеюсь, мироздание и битлы простят мне это кощунство, нда.
Ладно, на этом точно все. Фильм великолепный, как вы уж поняли. Мои самые горячие рекомендации, и не только для битломанов.
Ну и я еще немного злоупотреблю вашим вниманием, извините. Нет-нет, текста больше не будет, не бойтесь. Просто раз уж выпал случай вспомнить о Джордже, выложу-ка я немного любимых песен. Хотя нужно было сделать это 25 февраля, конечно, в день его 70-летия. Но в конце-концов, необязательно ведь вспоминать хороших людей именно в знаменательные даты, правда?
Итак, поехали.

All Things Must Pass - George Harrison



Something - George Harrison & Eric Clapton



While My Guitar Gently Weeps - George Harrison and Eric Clapton



George Harrison - My Sweet Lord



Comments

( 36 comments — Leave a comment )
green_tan
Mar. 29th, 2013 04:22 pm (UTC)
Спасибо за рекомендацию! *побежала качать*
Кстати, мои собственные впечатления о каждом из битлов очень похожи на ваши))
still_raining
Mar. 29th, 2013 05:55 pm (UTC)
Смотрите на здоровье:)
Мне кажется, у меня (и у вас тоже) достаточно распространенное отношения к битлам. По крайней мере, я не впервые слышу именно о таком распределении симпатий.
zjablik
Mar. 29th, 2013 05:47 pm (UTC)
о, надо будет посмотреть, спасибо.
насчет того, "кто из" - для меня с той самой подростковости и вопроса не было, но по гораздо более простому критерию: Пол со своей слащавой внешностью просто неприятен был, не то что Харрисон с Ленноном... :) а глубже я не особо лезла.

что касается статьи про эту их жену - сексизма не увидела. уверена, что мои знакомые, которым известны имена Харрисона и Клэптона, ее имени не слышали никогда в жизни (и я до сего дня тоже). и таковых много.
still_raining
Mar. 29th, 2013 05:54 pm (UTC)
Эта их жена, как ты выразилась, вполне себе самодостаточная личность, не только в качестве придатка к своим гениальным бывшим мужьям. Я, кстати, ее недолюбливаю по многим причинам, но в данном случае я за объективность. И с объективной точки зрения это сексизм.
Я, кстати, очень бы удивилась, если бы кто-то из моих друзей, позиционирующих себя битломанами или даже просто любителями музыки 60-х, не знал имени Патти. Как минимум, мы ей благодарны абсолютно прекрасными фотосессиями. Хотя фотографии битлов, сделанные Астрид, мне нравятся больше.

Сорри, за правки. Температурю, вот и куча опечаток.

Edited at 2013-03-29 05:57 pm (UTC)
(no subject) - zjablik - Mar. 29th, 2013 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - still_raining - Mar. 29th, 2013 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zjablik - Mar. 29th, 2013 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - still_raining - Mar. 29th, 2013 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zjablik - Mar. 29th, 2013 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - landseine - Mar. 30th, 2013 11:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - still_raining - Mar. 31st, 2013 05:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - _svetka - Mar. 30th, 2013 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - still_raining - Mar. 30th, 2013 06:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - _svetka - Mar. 30th, 2013 06:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - still_raining - Mar. 30th, 2013 06:18 am (UTC) - Expand
sendme_serenity
Mar. 29th, 2013 05:51 pm (UTC)
У нас этот фильм пару вечеров подряд показывали по ТВ, и я его с огромным удовольствием посмотрела, потому что мне очень интересны такие докуменатльные свидетельства об артистах, кстати, часть про духовные искания меня зачаровала, там же еще шла музыка, которую Джордж написал под влиянием индийской музыки- я такие вещи тоже очень люблю слушать. Отличное кино, тонко и со вкусом сделанное.
still_raining
Mar. 29th, 2013 06:01 pm (UTC)
Ага, весь этот кусок про то, как он осваивал игру на ситаре, просто волшебный.
И отрывок про концерт для Бангладеша тоже.
И еще мне поправилось, что часть его писем и записок читал сын.
С очень большой любовью снятый фильм. Впрочем, это и понятно. Все-таки продюсером выступала вдова Джорджа.
orang_m
Mar. 29th, 2013 06:19 pm (UTC)
дааа!
я тоже больше всех люблю Джорджа!
still_raining
Mar. 29th, 2013 06:24 pm (UTC)
Нет, у меня все-таки на первом месте Джон, это для меня совсем-совсем святое. Но Джордж очень близко дышит ему в затылок:)
alexspade
Mar. 29th, 2013 06:19 pm (UTC)
Спасибо, что написала об этом фильме. Признаться, в моем случае вопроса "Джон или Пол" тоже никогда не стояло, потому как у меня был другой вопрос: "Джордж или Ринго". Нет, вру: и этого вопроса не было. Я, как ты уже в курсе, довольно быстро разобралась в своих предпочтениях и стала президентом "всесоюзного фэн-клуба Ринго Старра", но Джордж находился где-то совсем рядом. Да и не могло быть такого вопроса, ибо разные они как небо и земля - наверное, в моем случае сыграло роль то, что эти ребята всегда были на втором плане в свете главной творческой пары, и меня это не устраивало. Но это совершенно не значит, что я как-то не так отношусь к Джону или Полу: очень даже отношусь. Особенно к Джону. Впрочем, мы с тобой как-то уже говорили об этом, и не раз.

Я тоже этот фильм скачаю и посмотрю... немножко позже, когда разгребу все свои понавалившиеся работы и кое-куда смотаюсь. Скажу только, что у меня в коллекции были не все сольные альбомы Пола МакКартни и даже не все сольные альбомы Джона Леннона. И при этом - все альбомы Джорджа, включая странный Wonderwall Music. Ринго у меня тоже был весь, причем, на виниловых пластинках, за которые выкладывались во времена комсомольской юносоти немеряные деньги в ползарплаты. Но это уже другая история. А еще благодаря Джорджу я прочитала несколько криштаиских книг и несколько раз таскалась в гости к киевским кришнаитам - посмотреть-послушать. Просто потому, что мне было интересно, что он в этом для себя нашел.
still_raining
Mar. 29th, 2013 06:27 pm (UTC)
В фильме есть совершенно потрясающая сцена, когда Ринго вспоминает, как уже на смертном одре Джордж предлагает ему поехать с ним к больной дочери. Тут у Ринго появляются слезы на глазах, и он жутко этого стесняется и неуклюже иронизирует, что он ведет себя как участник ток-шоу Барбары Уолтерс.
И это так трогательно, аж горло перехватывает. Видно, как он любил Джорджа, хотя и не говорит много красивых слов. Меня его грубоватая нежность тронула намного больше, чем все языковые красивости Пола, вместе взятые.
(no subject) - alexspade - Mar. 29th, 2013 06:40 pm (UTC) - Expand
nepripeva
Mar. 29th, 2013 08:57 pm (UTC)
как я люблю такие твои большие посты, если бы ты знала.
увидела и сразу подумала, что раз ты такой пост одолела, то поправилась. но раз температуришь, значит, нет.

джон для меня человек-загадка, по-моему, пол ему ни разу не конкурент.
а вот к джорджу и ринго я никогда толком не присматривалась. надо будет восполнить дыры.

и да, меня тоже бесят титры к песням. некоторые особо одаренные переводчики еще умудряются отдельными строчками какое-нить "оооо" написать. и вот чо еще остается делать, кроме как тупо писать вслед "О_О".
still_raining
Mar. 30th, 2013 06:15 am (UTC)
Спасибо на добром слове, Наташ. Я каждый раз переживаю, что меня снова понесло на 48 километров текста, и никто просто не доживет до конца поста:)
И да, мне полегчало, иначе бы я не начала поносить в ЖЖ. Просто до полного выздоровления еще далеко, я официально загораю на больничном. Вот и удовлетворяю графоманские потуги, пока время лишнее образовалось.

Посмотри фильм, если хочешь понять Джорджа. Он здесь очень адекватно и подробно подан.

В данном случае с титрами другая жопа вышла. Фильм на иврит переводил прекрасный переводчик, мой самый любимый. Он большая умница - образованный, с богатым языком (я по его многочисленным работам сужу). И он хорошо тексты песен перевел, у меня нет к нему претензий. Но у него ведь тупо в два раз меньше букв в иврите, да? А мне потом пришлось как-то ногами вбивать цитаты на место его титров.
annie_celeblas
Mar. 29th, 2013 11:20 pm (UTC)
Спасибо, Наташа, у меня прямо мурашки бежали от чтения твоего поста. Обязательно посмотрю фильм.
Ох, и "Жизнь Брайана" я уже неизвестно сколько лет все собираюсь посмотреть...
still_raining
Mar. 30th, 2013 06:20 am (UTC)
Ань, доберись до Монти-Пайтон обязательно, они прекрасны! Тем более что тебе понравится, я точно знаю:)
Ты, кстати, "Грааль" видела? Или они вообще пока мимо тебя?
(no subject) - annie_celeblas - Mar. 30th, 2013 06:25 am (UTC) - Expand
murzillo
Mar. 30th, 2013 06:46 pm (UTC)
а меня как раз повышенная ебанутость в мужчинах отталкивает, мне своей хватает, так что для меня и вопрос Джона никогда не стоял. ))
Спасибо за такую крутую наводку, дарлинг.

как там твоё здоровье? не шалит больше?
still_raining
Mar. 30th, 2013 06:49 pm (UTC)
Меня отталкивает повышенная ебанутость в мужчинах для меня любимой, а вот просто в неординарных людях она мне чертовски интересна:)
Фильм отличный, Муся. Обязательно посмотри.

Здоровье мое ведет себя уже в разы приличнее. Ура антибиотикам - гениальному открытию человечества.
(no subject) - murzillo - Mar. 30th, 2013 07:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - still_raining - Mar. 30th, 2013 07:09 pm (UTC) - Expand
fiamminna
Mar. 30th, 2013 07:35 pm (UTC)
Джона и Пола я как раз отдельно от Битлз не слишком хорошо воспринимаю, вернее вне группы они мне к сожалению никак, даже не смотра на то, что периодически слушаю.
Джордж и Ринго, вот мои любимчики из Битлз. Странно что многие, судя по комментариям не знают Патти, она упоминается в каждой книге о Битлз.
Про фильм не знала, с удовольствием посмотрю)
still_raining
Mar. 30th, 2013 07:38 pm (UTC)
Для меня Джон - икона. И тут дело не только и даже не столько в музыке. Это у меня мировоззренческое, если уж оперировать серьезными понятиями.
А Пол... Да, Пол для меня навсегда остался мальчиком из ливерпульской четверки.

Фильм прекрасный абсолютно, такое незамутненное битломанское счастье.
(no subject) - fiamminna - Mar. 30th, 2013 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - still_raining - Mar. 30th, 2013 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fiamminna - Mar. 30th, 2013 07:46 pm (UTC) - Expand
( 36 comments — Leave a comment )

Profile

still raining
still_raining
Autumn Rains

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com