Autumn Rains (still_raining) wrote,
Autumn Rains
still_raining

  • Mood:

Straw Dogs (1971) vs Straw Dogs (2011)

Когда больше года назад появилось сообщение о том, что в Голливуде снимают ремейк знаменитых "Соломенных псов", я недоуменно пожала плечами и пробурчала что-то вроде "Какого хрена?". Но фильм скачала сразу после премьеры и решила, что при случае посмотрю и с удовольствием разгромлю, если уж совсем дрянь сняли. Угу, я была заранее настроена на то, что ничего хорошего из этой затеи с ремейком не выйдет, и приготовилась сотрясать воздух риторическими вопросами в стиле "Какого черта покушаться на святое?". Но перед самым просмотром я вдруг поняла, что то самое "святое" я не смотрела добрых два десятка лет, и воспоминания о фильме у меня самые обрывочные. Точнее, четко помнила я всего три момента: Дастин Хоффман офигителен в роли Дэвида, в фильме очень красивая музыка, а в основу сюжета положена леденящая душу история. И все. Не густо, ага. И тогда я поняла, что надо бы пересмотреть оригинал перед ремейком. А для чистоты эксперимента я решила посмотреть оба фильма за один вечер.
Нда, и принес мне этот киновечер массу сюрпризов - приятных и неприятных (а местами - даже очень неприятных). Офигев от неожиданного результата просмотра, я два дня переваривала свои впечатления, и сейчас буду их формулировать - долго, нудно, подробно и с неприличным количеством спойлеров. Если кому-то интересно, топайте под кат.

Неприятные сюрпризы начались практически с первого кадра оригинального фильма, представьте себе. Я сначала подумала, что мне показалось, но через 15 минут стало понятно, что нефига не показалось, увы и ах. Нет-нет, Дастин Хоффман офигителен и музыка очень красивая, тут меня память не подвела. Но вот сопутствующие, так сказать, товары - мрак и ужас. Под сопутствующими товарами я подразумеваю экранную партнершу Хоффмана - Сьюзен Джордж, которая отвратительно играла омерзительную дамочку. Угу, именно так. Актрисе известен один-единственный актерский трюк - картинно надутые губки (Интересно, в 71-м году уже так качественно впрыскивали силикон, или ее природа наградила?), и она эксплуатирует его по полной программе. Её Эми - истеричная нимфоманка, зацикленная исключительно на своих переживаниях, катающая немотивированные истерики мужу и ведущая себя максимум на 15 лет. А уж ключевая сцена фильма, то самое изнасилование, молитвами Сьюзен Джордж превращается просто в какой-то фарс. Я уж не знаю, что там случилось в голове у актрисы, но ей так и не удалось объяснить зрителю, чего ее героине больше хотелось - оттолкнуть Чарли или отдаться ему раза четыре без остановки, закатывая глазки. Ну да, на стадии появления в кадре Нормана это стало чуть больше походить на насилие, но только потому что третий там оказался лишним.
Дальше - еще хуже. Ни режиссеру, ни актерам так и не удалось мне объяснить, каким образом эта странная пара объединилась в супружеский союз. Хоффман играет чудаковатого, несколько аутичного ученого, думающего только о своих цифрах и ласково называющего жаждущую любви и ласки жену животным. Джордж, насколько ей позволяет ее бесталанность, изображает недалекую куклу - беспринципную, неумную, инфантильную и взбаломошенную. Создается впечатление, что эти двое случайно оказались запертыми в одном доме и вынуждены как-то терпеть друг друга, хотя желание периодически задушить партнера регулярно появляется на лице как у мужа, так и у жены.
Ну, и сама история не так уж и леденит душу, потому как за последние 40 лет на эту тему было снято много фильмов, и немалая их часть в разы жестче "Соломенных псов". Но об этом мы поговорим позже, когда доберемся до ремейка.
Короче, досмотрела я оригинальный фильм с большим трудом. Исключительно как бенефис Дастина Хоффмана. Потому как Дастин там, конечно, выдает мастер-класс, тут даже спорить не о чем. Ну, и на этой совсем не мажорной ноте я приступила к просмотру ремейка. Не то чтобы мне уж очень хотелось его смотреть после того, как один из любимых фильмов юности оказался на поверку не таким уж и шедевром (театр одного актера - это круто, но я как-то запомнила это кино другим), но во мне взыграло природное упрямство, и я решила дожевать этот кактус до конца.
И с ремейком сюрпризы тоже начались практически с первого кадра. И вы будете смеяться, но почти все они оказались приятными, а некоторые - и весьма приятными. Но давайте по порядку, ага?
В чем обычно главная проблема ремейков? Их авторы начинают импровизировать на основе исходного материала, что почти всегда идет не на пользу сюжету и вызывает отторжение у поклонников оригинала. Авторы новой версии "Соломенных псов" отнеслись к оригинальному фильму, как к святому писанию. Единственное изменение в сюжете - это смена места и времени действия. События перенесены из провинциальной Англии 70-х в современную глубинку Миссисипи. А так все осталось нетронутым - имена героев не изменили и большая часть сцен воспроизведена до малейших деталей. Но авторы немного сместили акценты, слегка изменили характеры, и тем самым им удалось избежать неувязок, так напрягших меня при пересмотре оригинала. Чтобы было понятно, о чем я толкую, давайте сделаем разбор полетов по персонажам.
Начнем, естественно, с Дэвида. Знаете, я была готова еще год назад авансом выдать медаль Джеймсу Марсдену за то, что он не побоялся согласиться на эту роль. Ведь и ежу было понятно, что его станут сравнивать с блистательным Хоффманом, и это сравнение по умолчанию будет не в пользу Джеймса. Ну, просто потому что Дастин велик, крут, матерый человечище и актерище, и мы все его обожаем. Но парень не испугался, и за одно это он уже молодец. Но молодец он не только из-за этого, как выяснилось. Он прекрасно справился с ролью и заставил заиграть персонаж новыми красками. Дэвид Марсдена несколько отличается от Дэвида, сыгранного Хоффманом. И не только потому, что один изображает чудака-ученого, а другой - очкарика-сценариста из Голливуда. Новый Дэвид менее аутичен, чуть более решителен, чуть более сексуально раскрепощен, явно любит жену и вызывает больше симпатии на простом обывательском уровне. По крайней мере, у меня. А главная разница видна в финале фильма. Персонаж Хоффмана входит в раж, получает явное удовлетворение от процесса расправы над отморозками и в конце с некоторой долей восторженности констатирует, что он их всех порешил. А герой Марсдена рефлексирует до конца. Нет, он тоже громит, калечит, убивает, но в в финальном кадре на его лице не удовлетворение, а слезы и страдание. Он явно шокирован произошедшим. И его фраза "Я убил их всех" звучит намного горше. Скажем так, Хоффман показывает доведенного до отчаяния интеллигента, который вполне принимает то, что ему пришлось сделать. А Марсден рисует образ человека, которому не очень понятно, как он будет жить со всем этим дальше.
Сюрприз номер два - Эми в исполнении Кейт Босворт. Во-первых, Босворт умеет вполне прилично играть. Не блистательно, но вполне крепко и качественно. Во-вторых, ее Эми - не идиотка, не истеричка, не нимфоманка, а нормальная женщина с выраженным характером, симпатичными жизненными принципами и человеческой, а не самочьей, любовью к мужу. Ее реакции намного вменяемее и понятнее, чем у героини Сьюзен Джордж. Этой Эми хочется сочувствовать без всяких "но". И да, сцена изнасилования в данной интерпретации никакого недоумения не вызвала. Эми явно давала Чарли отпор, а не просто надувала губки и таращила глазки. И еще она всегда была рядом с мужем. Именно рядом, плечом к плечу, а не просто маячила блондинистым фоном сзади.
Марсден и Босворт с первого кадра воспринимаются именно любящей семейной парой, командой. Да, не без некоторых проблем в отношениях, но их ни разу не хочется спросить, какого рожна они делают вместе. Мы наблюдаем на экране нормальную человеческую динамику, а не бесконечную репризу "Гений и его дура", как в исполнении Хоффмана и Джордж. И хотя Марсден, как актер, определенно сильнее Босворт, она не превращается в пустой придаток на экране. Это не бенефис Джеймса, ребята работают дуэтом.
Ну, а теперь о третьем главном герое - Чарли. Вот здесь все сложнее. Выбор Алекса Скарсгарда на роль Чарли стал одновременно большим недостатком и изрядным достоинством фильма. Как это? Я объясню.
С недостатком все понятно, на самом деле. Саша Скарсгард явно ухоженней, воспитанней и интеллектуальней, чем должен был бы быть его персонаж - простой необразованный южанин, бывшая футбольная звезда небольшого городка. И харизмы в нем с избытком, увы. Харизмы неглупого мужчины, а не провинциального увальня, как это должно быть по сюжету. Он, конечно, очень старается, но порода скарсгардская прет изо всех щелей. И вот тут, как ни странно, мы выруливаем на то самое достоинство, о котором я упомянула выше. Я вас запутала? Сейчас разложу по полочкам. Если не упираться рогом в недостаточную аутентичность образа Чарли, а просто принять данную трактовку персонажа, то становится понятно, что нехватка неотесанности в герое Алекса придает сюжету большую глубину. Это уже не прямолинейное противостояние ученого и тупой деревенщины, как в оригинале. Новые Дэвид и Чарли демонстрируют столкновение двух разных типов интересных мужиков, а не конфликт цивилизованного человека и мужлана-пропойцы. Да, это несколько не вписывается в изначальную концепцию фильма, но зато является отличным объяснением легкого душевного раздрызга у Эми и позволяет зрителю понаблюдать более изящную игру в человеческие "кошки-мышки". А, вообще, режиссерам нужно делать выводы, конечно. Алекс Скарсгард однозначно подходит на роль сложных подонков, но амплуа деревенского отморозка на него примерять не стоит. Явно не тот типаж.
Ну, и последний актерский сюрприз. Знаете, мне хочется публично извиниться перед Домиником Перселлом. Увидев его имя в касте, я даже не стала проверять, кого он будет играть. Ну, понятно же, что одного из деревенских пьянчуг, ага? А кого еще можно играть с такой внешностью? Вот это и называется стереотипностью мышления, ребятки. Потому что Перселл оказался удивительно хорош в роли умственно неполноценного Найлза. Совсем небольшая роль, но очень важная для сюжета и не слишком простая для актера. И Доминик отлично справился. Сочетание внешности громилы и взгляда запуганного ребенка сработало идеально. Его Найлз очень хорош. Правда, он и в оригинальном фильме ничуть не хуже, просто там несколько другой актерский типаж.
Ну, а самым большим фиаско в фильме, как по мне, стал образ тренера Хеддона в исполнении Джеймса Вудса (отца погибшей Дженис в ремейке). По-моему, вышел натуральный мискастинг. Вудс, конечно, тужился, пыжился, срывал глотку, изображая из себя неандертальца, но мне ему нечего сказать, кроме сакраментального "Не верю". Спасибо за попытку, Джеймс, но шел бы ты и дальше играть язвительных хлыщей, а не лез на территорию, где ты явно смотришься не ахти.
Ну, с актерами все, вроде бы. А теперь попробуем подвести итоги. Если вы зайдете на сайт IMDb, то увидите, что у оригинала рейтинг заметно выше, чем у ремейка. Этому есть несколько простых объяснений. Ну, во-первых, Дастин Хоффман, естественно. Во-вторых, полагаю, что многие, как и я, ставили оценку фильму, полагаясь на впечатления далекой юности. А, в-третьих, как я уже сказала, в отличие от далекого 71-года эта экранная история уже не выглядит такой уж жуткой, как ни цинично это звучит.
Что увидит в этом фильме молодой зритель? Повешенного кота, не самое грубое изнасилование и загнанного в угол интеллигента, вынужденного бороться за выживание. Сколько подобных сюжетов снято за последние 40 лет? Имя им легион. Современные зрители избалованы психологическими триллерами с гораздо более крутыми сюжетными зигзагами. "Соломенные псы" кажутся уже чем-то банальным, одним из многих фильмов на многократно обыгранную тему. У этого кино изначально не было шанса на высокий рейтинг, даже при неплохом касте (а он неплохой, да). Но зато это один из наиболее деликатных ремейков, которые мне приходилось видеть в своей жизни. И ремейк не просто деликатный, он даже льстит оригиналу, если можно так выразиться. Так что мои поздравления режиссеру и актерам.
Ну, и Джеймса Марсдена давно пора начать снимать в серьезных драмах. Хватит ему в вечных прекрасных принцах бегать, мальчик созрел.
Все, простите за многословность. Что-то меня понесло сегодня.

Трейлер ремейка и кадры из фильма:


























Tags: alexander_skarsgard, movies
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments