?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Yanagihara_Doubleday.jpg
And anytime you feel the pain, hey Jude, refrain.
Don't carry the world upon your shoulders.
For well you know, that it's a fool who plays it cool
By making his world a little colder.

The Beatles

Охохонюшки. Я очень надеялась, что за два дня смогу как-то утрясти свои ощущения от этой книги и сформулировать что-то внятное, но время идёт, а становится только хуже. Мысли в моей голове уже передрались между собой даже не до первой, а до второй и третьей крови, а сумбура только прибавилось, увы. Так что я сейчас плюну на всё и выплесну из себя накопившееся, потому что иначе тресну. Сразу предупреждаю, совсем без спойлеров не выйдет, но главные ключевые моменты я постараюсь спрятать под спойлерные каты, чтобы не портить впечатление тем, кто планирует читать роман. Я бы очень не хотела, чтобы мне хоть что-то заранее объяснили про "Маленькую жизнь", честно скажу, а вы сами решайте.

Пожалуй, начну с того, как я обычно выбираю книги для чтения. Я очень не люблю спойлеры и боюсь еще до прочтения произведения стать жертвой чьего-то убедительно изложенного мнения, поэтому никогда не читаю подробных рецензий. Смотрю краткий синопсис, наличие номинаций на литературные премии и среднюю читательскую оценку на Goodreads. Обычно мне этого вполне хватает для принятия решения.
Так вот, в пользу романа Ханьи Янагихары говорило абсолютно всё. У меня традиционно неплохо складывается с номинантами и лауреатами Букеровской премии, я очень люблю заявленные в книге темы и жанры (роман взросления, университетские хроники, многолетняя мужская дружба, жизнь в тени тяжелых травм детства), а рейтинг на Goodreads, во-первых, до сих пор запредельно высок, хотя книга вышла не вчера, а во-вторых, там вообще нет средних оценок – либо пять звездочек, либо одна (а меня привлекают такие резонансные книжки, да).
Короче говоря, всё обещало мой любимый фасон книги – многостраничная, охватывающая большой временной пласт, с непростыми психологическими проблемами и размышлениями на вечные темы. Я сразу вспомнила моего нежно любимого "Щегла" Донны Тарт и сказала себе, что роман нужно брать. И взяла. И трое суток читала с перерывами на работу и кратковременный сон (что мне не очень свойственно, я обычно без проблем захлопываю книгу, если пора спать), совершенно не будучи в состоянии сопротивляться этому стихийному бедствию. Книга засосала меня намертво, на корню задавив любые мои попытки вынырнуть из нее, чтобы хоть немного перевести дух. Нет, не вышло. Я пёрла через роман со скоростью взбесившегося локомотива, смеясь, ругаясь, матерясь, плача, пока не дочитала до конца. Дочитала и охренела начисто. И сейчас попробую объяснить почему.
Прежде всего, если выключить эмоции и включить остатки мозгов, я очень хорошо могу понять и восторженных поклонников книги, и тех, кому она агрессивно не понравилась. Серьезно, резоны обеих сторон мне очевидны. Более того, со многими из этих резонов я вполне согласна. Как написала одна дама на Goodreads под самой разгромной рецензией, автор которой сетовал, что не существует оценки ниже одной звёздочки, "я согласна со всеми вашими аргументами, но ставлю роману пять звезд". Да, вот такой оксюморон. И я сейчас попробую этот самый оксюморон разъяснить.
Началось всё очень хорошо. Первая сотня страниц – абсолютно восхитительный пример романа взросления. Четверо очень разных мальчишек поступают в колледж, селятся в одной комнате, становятся лучшими друзьями, после колледжа оканчивают магистратуры разных университетов и переезжают в Нью-Йорк, чтобы попытаться преуспеть в четырех разных областях – юриспруденция, актёрство, живопись и архитектура.
У Янагихары невероятный дар рассказчицы и словесного портретиста, поэтому все четыре героя получаются очень выпуклыми, живыми, с непохожим бэкграундом и с разными подвидами тараканов в своих прекрасных головах. Я успела неслабо прикипеть к этой компании за ту самую первую сотню страниц и отважно ринулась вслед за писательницей в их взрослую жизнь. И вот тут случился пиздец. Простите, цензурной формулировки у меня нет для вас, ребятки.
Автор начала приподнимать завесу над тайнами прошлого, ага. И если в случае с Джей-Би и Малкольмом ничего страшного нас не ожидало, а история детства Виллема оказалась не самой простой, то от первых намеков на прошлое Джуда у меня сразу потемнело в глазах. А потом мне стало больно. Так больно, что следующие страниц двести хотелось бросаться на стены. А потом боли стало столько, что ощущения как-то притупились, и я на многое реагировала спокойнее, чем могла бы, читай я чуть помедленнее. Такое впечатление, что моя психика выставила некую защитную блокаду, чтобы я не загнулась в процессе чтения. А еще вся эта боль стала восприниматься чуть легче, потому что где-то после 300-й страницы у меня появились претензии к автору и сюжету. Я уже кое-кому из девочек говорила, что в некоторые моменты мне таки хотелось психануть и влепить автору одну звезду за вот это всё, так это я как раз имела в виду вторую половину романа.
И тем не менее, при всех претензиях, я понимала, что читаю нечто совершенно неординарное, о чем буду помнить еще очень и очень долго. А на последних 20-ти страницах со мной вдруг случился невероятный читательский катарсис, простите за пафосное слово. Последние полчаса я рыдала без остановки, это не фигура речи. Дочитала, утерла слезы, перекурила, буркнула в сердцах "fuck you, Ханья" и поставила-таки роману пять звёздочек. С чистой душой поставила, несмотря на всё написанное в предыдущем абзаце. А возможно, именно благодаря тому, что написано в нем. Я вас запутала? Сорри, я себя понимаю. Наверное. Почти.
Всё с эмоциями покончено, сейчас будет попытка анализа.
Итак, чтобы попытаться навести порядок в своей дурной башке, я вчера посвятила пару часов чтению профессиональных рецензий и читательских отзывов. И если критики мне никаких сюрпризов не преподнесли (да, повальные восторги, что вполне понятно, учитывая множество номинаций на премии и наград), то средняя температура по читательской больнице меня повеселила чрезвычайно. Я для себя составила примерный список восторгов и претензий и сейчас попробую его прокомментировать. Начнем с восторгов, с ними будет проще.
Во-первых, все дружно хвалят автора за прекрасный язык, умение закрутить сюжет и невероятную способность достучаться до читателя. Вот здесь у меня категорическое "Да" по всем пунктам. Читатели-эстеты, которые среди нас, чрезвычайно порадуются великолепному языку и стилю Янагихары. Она плетет невероятной красоты словесные кружева, легко лавирует между разными лексическими пластами (от занудноватой академической речи до откровенной матерщины и обратно) и умеет одним словом припечатать так, что мало не покажется.
И да, сюжет закручен лихо, а все твисты выскакивают так неожиданно из подворотни, что просто ой. Несколько существенных событий я не смогла просчитать от слова "совсем", и даже задним числом не очень понимаю, откуда они на меня свалились.
Что касается "достучаться до читателя", здесь вообще высший писательский пилотаж. Я уже и не припомню, когда была настолько эмоционально вовлечена в сюжет. И вот, блин, веришь же на уровне сердца каждому слову, хотя голова тебе периодически говорит, что автор слегла увлеклась и грешит против истины. Но как же она убедительно против нее грешит, ёшкин кот!
А главное, что в итоге всё написанное сплетается в идеальное цельное полотно, где не все фрагменты равнозначны по своей красоте, но каждый из них оказывается чрезвычайно важен для конечного результата.
Во-вторых, наиболее экзальтированная часть гей-аудитории в голос вопит, что это один из самых прекрасных гей-романов ever. И вот тут я закачу глазки, простите. Товарищи мужчины, окститесь, плиз. Да, в романе несметное количество квир-персонажей, как центральных, так и второстепенных, поскольку речь идет о богемно-академической среде, где их традиционно больше, но это не программный гей-роман. Нет, нет и нет. Тут вас маленько занесло, мальчики. [СПОЙЛЕР]И не нужно меня тыкать в отношения Джуда и Виллема, пожалуйста, я прекрасно помню о них. Да, это одна из главных сюжетных линий, но она ни разу не делает роман гей-манифестом и гимном однополой любви, простите. Гимном жизни и любви во всех ее проявлениях – да, пожалуй. Но это не узконишевая книга, аж никак. Для меня это очевидно, как майонез, а для кого нет, я не виновата.
А теперь поговорим о претензиях. Их много, некоторые из них обоснованные, как на мой взгляд, а некоторые высосаны из пальца.
Во-первых, очень многие обвиняют автора в повторяющихся размышлениях на одну и ту же тему (суть дружбы и наше понимание её на разных этапах жизни), излишне перегружающих роман. Вот здесь я категорически не согласна. Мне эти размышления в исполнении разных героев очень помогли понять, как менялись со временем сами персонажи и их отношение к близким людям и окружающему миру. Мне кажется, без озвучивания этих мыслей (особенно устами Джуда, Виллема и Гарольда) автор не смогла бы так наглядно донести до читателя некоторые важные моменты.
Во-вторых, многие читатели настаивают, что описанные события, особенности характеров главных героев и межчеловеческие отношения местами не очень реалистичны. И тут я вынуждена согласиться, увы. Именно это меня периодически и раздражало в процессе чтения. [СПОЙЛЕР]Да, уж слишком радужным выписано блестящее профессиональное будущее всей четверки. Прямо сбыча мечт во всей своей красе. Поймите меня правильно, я очень радовалась за мужиков, но как-то они уж очень лихо проскакали через тернии к звездам.
Плюс количество талантов и достоинств у Джуда не лезет ни в какие ворота. Я понимаю, что описывался редчайший самородок, но все-таки вряд ли брат Лука мог дать мальчику такую крепкую базу в угаре их мотельно-бордельной жизни. Как по мне, можно было не так напирать на его бешеный интеллект на грани гениальности и разностороннюю образованность. Будь он чуть менее гениальным, персонаж бы от этого не проиграл, а вот общая картина была бы более реалистичной.
И я знаю, что некоторые читатели тупо не поверили в такую преданную мужскую дружбу на всю жизнь, но это мне трудно объективно обсуждать, потому что я очень люблю бромансы.
Но раздражало меня это именно в процессе, а к финалу книги это всё как-то органично вплелось в канву повествования, как ни странно. По крайней мере, у меня случилось именно так.
В-третьих, некоторые читатели со злостью заявляют, что это вообще не литература, а чистой воды sorrow porn. И я с этим не согласна абсолютно, но прекрасно понимаю, откуда растут ноги у таких заявлений. [СПОЙЛЕР]Давайте честно, и пятой части детских страданий Джуда хватило бы, чтобы покалечить морально человека на всю жизнь, а количества пережитого им абьюза хватило бы на целый полк детей, а не на одного несчастного мальчика. И описание резания себя во взрослом возрасте не для слабонервного читателя, конечно. Плюс многие сломались на образе садиста Калеба. Я как раз не сломалась. Появление подобного любовника очень вписывается в общий анамнез Джуда. Мне жаль, что это всё, что эта категория читателей увидела в романе, но свою голову не наденешь на чужие плечи, увы.
В-четвертых, вы будете смеяться, но скептически-озлобленная часть гей-аудитории обвиняет автора в подсознательной гомофобии. Так, мальчики, и вы тоже окститесь, у вас паранойя и нежелание понимать и принимать нюансы. [СПОЙЛЕР]Да, я понимаю, вам бы хотелось, чтобы осознав в 40 с лишним лет истинную природу своих чувств к Джуду, Виллем немедленно заявил бы, что вся его предыдущая жизнь была ошибкой, обернулся бы в радужный флаг и немедленно заделался бы гей-иконой и борцом за всех и вся. Но понимаете, бисексуальность еще никто не отменял, нравится вам это или нет. И именно поэтому у Виллема были партнеры обоего пола до отношений с Джудом. И поэтому он стал спать и с женщинами тоже, когда отношения с Джудом стали открытыми. И да, у некоторых людей нет проблем заявить всему миру, что у них однополый партнер, но нет желания при этом лезть на баррикады. Это может кому-то не нравиться, но таких людей много. Это обычная правда жизни, выдуманная вами гомофобия автора здесь совершенно ни при чем.
Я вам больше скажу, с ориентацией самого Джуда тоже ведь ничего не ясно. Он сам говорит, что не знает, влечет ли его к женщинам, потому что его с дошкольного возраста насиловали мужчины. Он себе просто не представлял другого секса. Будете и здесь гомофобию искать или все-таки начнете немного думать головой, а?
Я не хочу никого обидеть, но иногда банан – это просто банан, без всякого фрейдизма.
В-пятых, дорогая немногочисленная группа феминисток, разозлившихся на автора за схематическое изображение женских персонажей, успокойтесь ради всего святого и направьте свой гнев на настоящие образчики сексизма.
Девочки, милые, я сама кого угодно готова бить по голове тестом Бехдель на Стивене Моффате, например, живого места бы не осталось, если бы я до него дорвалась, но в данном случае вас понесло не в ту степь. Это роман о жизни четырех мужчин и об их взаимоотношениях. И все остальные персонажи, кроме основной четверки героев, прописаны в нем схематически (да, мужчины тоже, не только женщины), потому что являются просто фоном для развития отношений и судеб главных героев. Это не сексизм, а литературный приём, необходимый для реализации творческой идеи. Так что попейте водички, дорогие мои, и выдохните.
Остальные претензии были совсем нелепыми, так что их и разбирать не хочется, так что на этом и остановимся.
И еще пару-тройку абзацев буквально, а то я уже и так злоупотребляю вашим терпением, я понимаю.
Я тут пыталась сформулировать для себя, о чем же всё-таки роман. И не слишком преуспела, увы. О дружбе? Безусловно. О любви? Да, во всех ее проявлениях. Но и еще об очень многом и многом, порой не до конца формулируемом. Например, о том, что люди иногда живут не ради чего-то, а вопреки всему. И что решение продолжать жить принимается некоторыми людьми не из воли к жизни, а исключительно из чувства долга перед близкими. И что иногда приходится признать, что самые горячие стремления помочь родному человеку успехом не увенчаются никогда. И не увенчаются не по вашей вине, а потому что так уж сложилось. И еще о том, что жизнь иногда не больше любви, как нас учит опыт многих поколений. И не больше трагедии. Иногда жизнь меньше наших травм и горечи прошлого, увы. Но и такая маленькая жизнь стоит того, чтобы о ней однажды рассказали от начала до конца. Потому что никто не заслуживает забвения и каждому нужно, чтобы над ним поплакал хотя бы один человек.
Ханья Янагихара написала удивительный роман, ребята. В нем сочетается приземленная обыденность современной жизни и какой-то по-настоящему шекспировский вневременной размах. Причем "вневременной" – это не фигура речи. Автор не дает нам точных временных рамок разворачивающих в книге событий и не упоминает ни о каких исторических вехах, которые позволили бы привязать сюжет к конкретному году.
Правда, как известная зануда, я все-таки попыталась просчитать временные рамки. [СПОЙЛЕР] Уходя из мотеля, брат Лука уносил с собой компьютер, чтобы девятилетний Джун не залез в интернет. Вряд ли он таскал за собой 10-килограммовую железную дуру начала 80-х, да и свободного выхода в сеть тогда не было. Значит, история начинается где-то в начале 90-х и продолжается еще 45 лет. Но это совершенно не важно для сюжета, вот правда.
Что ещё? Меня спрашивали, с какими книгами можно сравнить "Маленькую жизнь" по степени тяжести. Мало с какими, пожалуй. Я почесала репу и поняла, что и "Olive Kitteridge" Страут, и "We Need to Talk About Kevin" Шрайвер, и даже "Mysterious Skin" Хейма дались мне намного проще, чем роман Янагихары. Вот и делайте выводы, ребятки.
Вообще, сразу скажу, всем, кто не любит произведения о запредельной изнанке жизни, лучше на пушечный выстрел не приближаться к книге. И склонным к повышенной тревожности родителям маленьких детей – тоже. Вам крышу сорвет от некоторых сюжетных линий, серьезно. Так что взвешивайте свои силы.
А тем, кто решит читать, я вот что скажу. Возможно, вы влюбитесь в этот роман. Возможно, вы возненавидите его. Но равнодушными эта книга вас не оставит, я вам гарантирую, ребятки. Я, например, собираюсь через какое-то время перечитать роман спокойно, без запойного угара. Сдается мне, автор еще может меня удивить.
Всё, высказалась. Пошла жить дальше.

Tags:

Posts from This Journal by “books” Tag

Comments

( 38 comments — Leave a comment )
demerteille
Nov. 22nd, 2016 10:12 am (UTC)
ну, вот я не влюбилась в книгу, но и не возненавидела )). написано хорошо, я прочитала за три дня, включая одну бессонную ночь. но это же правда фанфик какой-то, честное слово.
причем я не согласна с теми претензиями, которые ты перечислила, кроме нереалистичности. но остальные вопросы к книжке у меня другие.
still_raining
Nov. 22nd, 2016 10:47 am (UTC)
Ну вот когда фанфикшн полез, я там и бесилась вовсю (говорю же, металась от одной звезды к пяти). Но странным образом у меня в итоге пазл сложился. Я даже анализировать не хочу, почему так вышло. Сложился и аллилуйя.
nepripeva
Nov. 22nd, 2016 10:25 am (UTC)
я прочитала твой пост до первого спойлера и оторвала себя от него усилием воли. сначала, пожалуй, почитаю книгу.
still_raining
Nov. 22nd, 2016 10:44 am (UTC)
Наташ, сделай одолжение, прочитай предупреждение в предпоследнем абзаце, а потом решай, будешь ли ты читать книгу.
nepripeva
Nov. 22nd, 2016 10:45 am (UTC)
понял
sobachka_sonya
Nov. 22nd, 2016 03:15 pm (UTC)
стараюсь в последнее время избегать таких книг. ну потому что. но ваш отзыв цепляет так, что надо читать.
still_raining
Nov. 22nd, 2016 03:21 pm (UTC)
Если вы очень впечатлительный человек, подумайте дважды. Я и близко не коснулась самых болезненных тем.
Я очень люблю тяжелые романы, но весьма осторожно рекомендую их людям, которых плохо знаю. А некоторым своим подругам просто говорю, что это не для них.
sobachka_sonya
Nov. 22nd, 2016 03:25 pm (UTC)
я впечатлительна конкретно по случаям детского насилия, ибо. поэтому и думаю, читать - не читать. ваш отзыв как раз сподвигает не читать, с одной сороны. но с другой, вечно от этого тоже бежать нельзя.
still_raining
Nov. 22nd, 2016 03:31 pm (UTC)
Ой, тут с темой детского насилия все очень тяжело и больно. Так больно, что я и представить себе не могла. И оказалась очень к этому не готова.
sobachka_sonya
Nov. 22nd, 2016 03:34 pm (UTC)
спасибо, подумаю ещё пожалуй. может и не решусь.
vikid
Nov. 22nd, 2016 06:54 pm (UTC)
По впечатлениям от "Щегла" мы с тобой катастрофически не совпадаем, но это не повод не прислушаться к твоим рекомендациям. Нашла Янагихару на флибусте, буду читать.
still_raining
Nov. 22nd, 2016 06:57 pm (UTC)
Дорогая, но ты заметила, что я сама с собой переругалась из-за этой книжки, да?
То есть, я вполне осознаю все ее недостатки, но не могла не поставить пять звезд за колоссальное воздействие на меня любимую.
vikid
Nov. 22nd, 2016 07:01 pm (UTC)
Заметила, ага :)
Посмотрим, как мне зайдет, я в любом случае искала, что новенького почитать, а тут твой пост - намеки ноосферы лучше не игнорировать.
alexspade
Nov. 22nd, 2016 07:14 pm (UTC)
Прочитала рецензию (плюс послушала тебя вчера по телефону). И пока решила не лезть в спойлеры. А это значит, что я не поставила окончательную точку в своих размышлизмах относительно потенциального прочтения.
still_raining
Nov. 23rd, 2016 05:11 pm (UTC)
Ладно, солнце, сама решай. Но сейчас тебе это точно не нужно, мы об этом уже говорили. Может, в отпуске как-нибудь.
annie_celeblas
Nov. 22nd, 2016 09:06 pm (UTC)
Спасибо, что написала. Рецензия захватывающая, но мне такое категорически читать нельзя.
still_raining
Nov. 23rd, 2016 05:12 pm (UTC)
Ань, я понимаю. Я поэтому ни разу и не написала слово "рекомендую". Тут каждый должен сам за себя решать, правда.
mama_sonia
Nov. 23rd, 2016 10:35 am (UTC)
Спасибо, Наташа, пойду почитаю.
still_raining
Nov. 23rd, 2016 05:07 pm (UTC)
Не за что, Соня. Только не ругай меня потом, книга очень спорная.
sendme_serenity
Nov. 24th, 2016 08:36 am (UTC)
В общем, я взялась читать. Ах, как читается... Давно мне не было так интересно. Но уже откликается... Уже и музыку начала слушать...
Кино-то снимают по книге или будут снимать, ты не знаешь? Тема... хотела сказать благодатная, но это так кощунственно звучит по отношению к тем, кто прошел этот путь...
still_raining
Nov. 24th, 2016 08:43 am (UTC)
Об экранизации уже идет речь, но ничего точного пока нет. А я уже кастингом в голове занимаюсь:)

Солнце, ты будешь смеяться, но когда мы с Сашкой обсуждали книгу по телефону, я ей сказала, что ты единственная из френдов, кому я со 100-процентной уверенностью могла бы порекомендовать роман. Посмотрим, насколько я была права:)

Как ты уже поняла, у меня есть претензии к книге, но она произвела на меня невероятное эмоциональное впечатление. И отдавила мне несколько любимых мозолей заодно.

Edited at 2016-11-24 08:44 am (UTC)
sendme_serenity
Nov. 24th, 2016 09:37 am (UTC)
Да, ты права, я периодически залезаю в эти дебри, выйти бы потом без особых потерь для себя. :)
Ты потом напишешь кастинг, когда у тебя сложится? Только не сейчас, хочу дочитать (если получится), а уж потом в реальных лицах представить.
still_raining
Nov. 24th, 2016 09:44 am (UTC)
Хорошо, потом обсудим кастинг.

Попробуй дочитать. Последние 20 страниц просто прекрасные, хотя и тяжелые. Но до них нужно как-то дожить, да.
murzillo
Nov. 24th, 2016 11:02 am (UTC)
боже, как я соскучилась по твоим эмоциональным текстам, которые не смотря на любые размеры читаются взахлёб.
насчёт книги подумаю, тем более Щегол ещё не читан..
still_raining
Nov. 24th, 2016 11:04 am (UTC)
Спасибо, солнце. Ну вот я стараюсь сейчас вернуться с текстами, хотя и заржавела немного:)

Сначала читай "Щегла", даже не думай!
inkakris
Nov. 25th, 2016 04:25 pm (UTC)
Спасибо! Поняла, что читать не буду - если там все так плохо, я буду переживать, а я сейчас в недостаточно стабильном состоянии для чтения тяжелых вещей.
Что интересно, вчера я эту книгу увидела на стойке в книжном магазине в пафосном кинотеатре - популярна, и перевести успели.
still_raining
Nov. 27th, 2016 05:48 am (UTC)
Там все гораздо хуже, на самом деле, чем я написала. Меня крепко так приложило книжкой.
Ничего удивительного, что роман быстро перевели. Иностранные издательства сразу подхватывают книжки из шорт-листов больших литературных премий, понимая, что они будут коммерчески успешными, скорее всего.
inkakris
Nov. 27th, 2016 10:54 am (UTC)
Книги очень выборочно переводят, а если торопятся, то и качество страдает зачастую( Я не раз плевалась, понимая, что в оригинале такого быть не могло.
still_raining
Nov. 27th, 2016 10:59 am (UTC)
Я влезла в перевод "Маленькой жизни", кстати. Он очень качественный. Лучше многих переводов, которые я видела в последние годы.
inkakris
Nov. 27th, 2016 06:14 pm (UTC)
Это радует!
botan_o_knigah
Dec. 9th, 2016 10:09 am (UTC)
вот здесь интересное на мой взгляд интервью переводчиков на русский: https://gorky.media/intervyu/eta-kniga-govorit-o-veshhah-o-kotoryh-nashe-obshhestvo-govorit-ne-umeet/
(Deleted comment)
still_raining
Dec. 9th, 2016 10:12 am (UTC)
Я уже разблокировала ваш комментарий. Прошу прощения, это у меня вынужденная мера против внешних ссылок, меня когда-то заспамили всяким мусором. Но я сразу открываю комментарии, если они нормальные.
Это интервью я читала. Да, оно очень любопытное.
botan_o_knigah
Dec. 9th, 2016 10:18 am (UTC)
прочитав ваш отзыв взялся читать вне очереди (листинг книжек пухнет, времени мало на чтение пока).
в итоге:
- проезжаю свои (!) станции метро зачитываясь.
- обсуждаю (!) развитие сюжета с несколькими друзьями во по всему миру, кто по моей рекомендации начали читать и не побоялись лонг-рида.
- сейчас почти половину романа прошел, но уже с десяток раз (!) "вскидывал" глаза от книжки на окружающих с вопросом: "как?! как она могла подсмотреть в замочную скважину моей жизни, моих ситуаций, что это здесь описывает раз за разом!?", и это не про насилие, а перипетии дружбы, взросления дружбы и все, что с этим связано...
одним словом, ух!
Даша Залевская
Dec. 10th, 2016 08:55 am (UTC)
Спасибо большое за ваш отзыв! Я поняла, что мне это нужно читать, еще тогда, когда в рунет просочились первые отзывы, но всё откладывала. И именно ваш пост стал последней каплей и мотивирующим пинком всё-таки прочитать. Я читала неделю, с перерывами, потому что иногда просто боялась читать дальше. Со мной такое впервые. Но оно того стоило.
Пользуясь случаем, скажу, что читаю вас давно и страшно люблю ваши отзывы на всё, особенно на Доктора))
gadkaya_mau
Dec. 12th, 2016 09:43 pm (UTC)
Я дочитала. Вот только что. Пишу это вслепую, ибо реву как корова. Ничего внятного пока сказать не могу, ураган эмоций, огромное восхищение и такая же огромная грусть...
life_in_august
Jan. 1st, 2017 11:34 am (UTC)
А я "Маленькую жизнь" еле дочитала. Вот именно, что скучно, скелеты в шкафах после первой трети книги в общих чертах предсказуемы. Именно, что не видится мне сюжет необычным. Очень много людей сталкивались в своей жизни с такими травмами, от которых всю жизнь распрямиться не можешь. Здесь очень выпукла тема сексуального насилия, она естественно привлекает внимание, и да, это кошмар, я не умаляю страданий героев.
Но есть нереалистичные вещи. К примеру, человек, настолько ненавидящий себя, ну, не может к другим относиться с одной только добротой, внимательностью и состраданием. И аналогично, его неприятие себя, многолетнее и постоянное, не может провоцировать жестокость только у отъявленных негодяев. Его друзья не могли не встретиться со своей агрессией к нему, уж очень ярко он ее провоцирует.
А само прошлое героя - да, так, к несчастью, бывает, просто в жизни это не на поверхности и мы мало об этом знаем, вернее, не хотим знать. И есть вещи непоправимые.
taksa_ru
Feb. 15th, 2017 11:24 am (UTC)
Вооот!И у меня так
Совершенно не могу войти в книгу.Не вижу героев.Вернее,стала видеть лишь через портреты,которые стал делать с фото чернокожий друг художник.Я еще мало прочла.Но книга выталкивает меня из себя.И язык мне не кажется замечательным-сплошные причастные обороты.На слух(а книга аудио)воспринимается просто ужасно.И мне почему-то все время скучно,а в иные моменты-дико.Ощущения,что читаешь либретто,а самой оперы не слышно. и не видно.Как солому жуешь.Возможно,страниц через сто-двести я переменю свое мнение.Сразу вспоминается совет Куприна молодым авторам:"Не рассказывай .....А ПОКАЗЫВАЙ"...Здесь я ничего не вижу,только слова,слова,слова.Наверное,не моя книга
zeta_zena_zeta
Feb. 11th, 2017 06:07 am (UTC)
Вот нашла ваш отзыв, просто по поиску в Яндексе. Так как вчера дочитала, обсудить не с кем. Очень противоречивые чувства... Но прочитала ваш отзыв- поняла что не одна я такая))) Вначале мне хотелось бросить эти "голубые сопли", но ведь не отпустили они. Не жалею, что дочитала. Единственно- мне кажется, что при всей красоте последних страниц- закончить Ханье надо было в том месте, где Джуд кидает тарелку, ну в общем, когда понимает что его любят как ребенка. Тут меня прямо перевернуло всю. Ведь мы все вечные дети. Не даром моя бабушка говорила всегда, что нет людей несчастнее сирот. Ну это все конечно мои личные какие-то хотелки))) А Янгихара знала видать что делает. И еще- насчет неправдоподобности талантов и знаний Джуда- в конце концов я поняла- что это типа лит.приема такого что ли- что такие детские травмы ничто не перевесит- никакие коврижки в смысле врожденных талантов и приобретенных умений. Они как земное притяжение- если есть то всегда будут перетягивать- все-все. Сколько не барахтайся. Грустная книга.

Edited at 2017-02-11 06:37 am (UTC)
( 38 comments — Leave a comment )

Profile

still raining
still_raining
Autumn Rains

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com